Национальное прикладное искусство Узбекистана
Лакированная Миниатюра
Искусство лакированной живописи - одно из самых замечательных в творчестве Узбекского народа. Согласно источникам, шкатулки с лакированной живописью были сделаны впервые в Бухаре в XV-ом столетии. Но в настоящее время не существует образцов лакированных картин, существуют лишь изделия того времени из папье-маше. О большей части технологий забыли. В 1970-ых множество узбекских художников и мастеров поставили задачу восстановить это удивительно прекрасное искусство. Они создали студию, возглавляемую известным узбекским художником Чайнджизом Ахмаровым.
Художники обнаружили, что технология восточной живописи на изделиях папье-маше удивительно схожа с лакированной живописью известного российского художественного центра Федоскино в Палехе. Методы темперы и живописи, используемые российскими миниатюристами, которые унаследовали навыки от создателей икон в старину, во многих аспектах были теми же, как и те, которые делали средневековые миниатюристы востока. Ознакомление с имеющимися картинами в Палехе побудило узбекских художников вернуться к классическим примерам ближневосточной миниатюры, которое внесло вклад в начало новой художественной формы лакированной миниатюры.
Средневековые миниатюристы очень часто использовали установленные образцы и скопированные элементы живописи выдающихся художников так, чтобы позже создать оригинальные композиции. Современные молодые художники следуют за теми же самыми принципами. Герои поэм "Шах-Намэ" Фирдосий, "Хамза" Низамий, "Юсуф и Зулейха" Жамий, "Хамза" Навои, и другие возрождаются в современных лакированных картинах, очаровательных лиризмом и великолепной красотой. В современном узбекском искусстве миниатюра - не только художественная форма, а скорее объёмная художественная и стилистическая школа, включающая лакированную миниатюру, стенную миниатюру и миниатюру на ткани и коже. Сегодня миниатюра расцветает: количество изготовленных местными мастерами миниатюр увеличивается, так же, как и их художественный уровень.
Голубая керамика Риштана
Риштан - один из самых известных и самых старых центров керамики в Узбекистане. В конце XIX-го - начале XX-го веков почти все население Риштана состояло из гончаров. Такие центры керамики Ферганской долины, как Гузум-Сараи, Чорку, Кунибадам и другие, находились под влиянием керамики Риштана. Его глина является подходящей для изготовления целого ряда керамических изделий. Эта замечательная красновато-желтая глина депонирована 1-1.5 метров глубиной и 0.5-1-5/8 метров толщиной почти по всему Риштанскому району. Прекрасное качество глины позволяло и позволяет использовать её без предварительной обработки и не добавлять другие виды глины, в то время как гончары других областей именно так и поступали. Помимо глины, гончары Риштана добывали различные красители, специальный песок кварца и огнеупорную глину в окрестных горах.
В отличие от керамики Хорезма, Риштан имеет большое разнообразие форм: различных форм ляганы (большие блюда), разныечаши для молока и продуктов, вазы и кувшины для плодов и воды, гулы (большие контейнеры) для хлебных злаков и масла.
Выбор декоративных образцов Риштана в керамике - один из самых богатых. В них изображены геометрические фигуры и образцы растений, песни и символы, изображения различных предметов. К концу 1960-ых упомянутые традиционные центры голубой керамики увядали. Производство изделий, покрываемых традиционным глянцем "ишкор", фактически прекращалось. Риштанский керамический завод изменил производство глиняного товара, обжигаемого по технологии, которое не соответствало Ферганской школе глиняной посуды. Всесоюзная Конференция Искусствоведов проходила в Фергане в 1974 г., и для того, чтобы решить проблемы изготовления глиняной посудой, решающей резолюцией было сохранение традиций голубой керамики "ишкор". Это был призыв местным властям и ремесленникам. Постепенно они возвращались к первоначальной технологии, восстанавливая традиционные формы и художественное оформление.
В течение более 20 лет керамика Риштана была снова полностью восстановлена и стала изготовляться традиционным способом. Производство "ишкор" было также возобновлено.
В течение периода с 1970-х до 1990-х отмечается следующая тенденция в развитии керамики Риштана: воздавая должное традициям, гончары Риштана легко изменили интерпретацию форм и украшений. Главной целью гончаров является развитие чего-то нового, но результаты не всегда положительны, бывают и эклектичными. Трудолюбивое, детальное восстановление традиционных форм и орнаментов покорно уступает более активному показу индивидуальной художественной инициативы и расширения методов и образцов.
Полезные ссылки: