Городище Дальверзинтепе, окрестности Термеза
Ещё много тайн хранит регион Центральной Азии о протекающей здесь жизни в далёкие времена, культуре народов, их быте. Античные города - особый пласт в изучении страниц истории, к которой повышенный интерес со стороны исследователей, туристов, гостей региона.
Одним из таких объектов особого посещения является городище Дальверзинтепе, которое расположено в Шурчинском районе, Сурхандарьинского вилоята. Раскопки и изучение Дальверзинтепе начались в 30-е годы прошлого столетия археологическим отрядом АН УзССР под руководством Л. И. Альбаума. В своих записях Л. И. Альбаум говорит следующее: "Городище Дальверзинтепе, судя по нескольким плохо сохранившимся монетам и небольшим фрагментам керамики, существовало до VI-VII вв., хотя в своей основе оно, несомненно, более древнее - отдельные фрагменты керамики можно отнести к кушанскому времени…". Археологическая экспедиция 1959-1960 гг. подтвердили тот факт, что Дальверзинтепе был главным городом региона в античное время. Начало его восходит к I в. до н.э., расцвет проходится на эпоху Кушан, упадок - на IV-V вв. Новое частичное возрождение Дальверзинтепе наступает в VI-VII вв., гибель - после завоевания его арабами. Одновременно в VI-VII вв. в 15 километрах от Дальверзинтепе к северо-востоку возникает новый город-столица средневекового Чаганиана. После работ в 1960 г. археологов В. А. Нельсона и А. В. Шукурова появляется топографический план Дальверзинтепе, тогда же расчистили захоронение в его городской стене. В 1961 г. археологами отряда Л.И. Альбаума вскрыли две комнаты древнего дома.
Городище Дальверзинтепе расположено в плодородной долине между хребтами Байсунтау и Бабатага. Земледелие с помощью орошения здесь началось уже во II тысячелетии до н.э. В первой-второй трети I тысячелетия до н.э. здесь уже формируется цивилизация городского типа. Процесс этот усиливается после вхождения Бактрии в состав государства Ахеменидов (VI-IV вв. до н.э.). Бактрийские города в ту пору были пунктами жизни местной администрации, чиновников и знати, военных чинов и воинских соединений, которые отвечали за сбор налогов, за спокойствие границ, за порядок в городе. Быстрая урбанизация и расцвет городской культуры того времени был связан и с походами Александра Македонского. Идеальным памятником городской культуры античной Бактрии является Дальверзинтепе.
В наши дни Дальверзинтепе в своих контурах выглядит так: наиболее возвышенная его часть - южный отдел 170-200 метров в поперечнике, называется Вышгородом, который охвачен подковой рва, в который подавалась вода в город. С севера город имеет прямоугольную форму 650х500 метров. Город охвачен по периметру рвом и валами стен с возвышающимися на расстоянии 30-40 метров башнями. Городские ворота расположены в месте понижения рельефа в юго-восточной части Нижнего города на стыке его с Вышгородом, что было, очевидно, важным для защиты города. За стенами городища структура построек нарастает к центру. Северо-восток Дальверзинтепе был занят могилами мусульманского кладбища. Пространство внутри стен Нижнего города были заполнены плотной застройкой. В некоторых участках имеются глубокие впадины, видимо, места городских водоёмов-хаузов. При раскопках южной части городища был открыт крупный городской квартал, в котором ремесленники занимались производством керамики, где были гончарные печи и небольшой храм. При обследовании загородной зоны за северным рвом были обнаружены остатки культовых и мемориальных памятников, было найдено буддийское святилище. Об этом позволяют судить найденные фигурки Будды и окружающих его гениев и дэватов буддийского пантеона, а также возжигание возле этой скульптурной композиции огня. Открытие буддийского святилища на Дальверзинтепе имеет важное значение, это является показателем распространения буддизма в северных областях кушанского царства в I веке нашей эры.
Здесь также было обнаружено одиночное погребение в саркофаге.
С восточной стороны были обнаружены гончарная печь и следы небольшой усадьбы, винодельня.
За время экспедиций в район городища Дальверзинтепе было обнаружено множество разнообразных памятников искусства: скульптуры, живописи, ювелирных изделий, терракоты. Большой интерес среди находок представляют фигурки музыкантов, которые говорят о музыкальных пристрастиях народов того времени. Среди музыкальных инструментов того времени узнаваема короткая лютня. В позе музыканта (игра сидя) можно увидеть традиции эллинической Греции. Терракотовая фигурка музыканта дает представление о бактрийской арфе - инструменте "небесной музыки", особо почитаемой на Среднем Востоке.
Не только найденные предметы, но и легенды и сказы дают представление о городище Дальверзинтепе, которая гласит, что на этом месте был цветущий город. Правил им мудрый царь Даль (Заль), который обладал даром волшебника, но он исповедовал язычество. И была у царя единственная дочь. В ту пору во главе арабского войска в долину Сурхана пришёл пророк Али, племянник Мухаммеда. Мчался он, юный и прекрасный, на своем коне Дульдуле, одерживая одну победу за другой. Уже он захватил Термез и подступал к Дальверзину - городу Даля. Но взять его оказалось непросто. Высоки были стены, и неприступен был ров, заполненный водой. Пробовали воины Али отвести или перекрыть воду, но вода вновь заполняла ров. Тогда Али пустился на хитрость. Зная, что у царя есть дочь, знал он, и сколь велико любопытство женщины. Напротив крепости, где был царский дворец с балконами, из которого иногда выглядывала женская фигура, врыл он столбы и натянул канаты. Али стал ходить по канатам, как искусный канатоходец. Разглядела царевна, как хорош канатоходец - этот статный воин. И послал тогда Али записку на стреле с признаниями любви к царевне. Девушка ответила признанием, о чем написала на плоде граната, брошенному в сторону рва юноше. Так началась переписка. В одной из записок спросил юноша, почему не уходит вода изо рва. Тогда влюблённая девушка поведала тайну о том, что в 60 километрах севернее Дальверзина есть водоворот, от которого вода уходит в подпочвенный слой и достигает рва - нужно лишь его перекрыть.
Али немедленно послал туда отряд сподвижников, они перекрыли воду в источнике. Как вода во рву иссякла, ринулись воины Али штурмовать крепостные стены. Ворвались в город и - о, удивление! Ни одного человека они не увидели там, а увидели только животных. Понял Али, что это колдовство царя Даля, который обратил жителей города в животных, приказал всех крупных перебить, понимая, что среди крупных животных сам царь. Мелкое зверьё кинулось убегать через разбитые стены города. Вошел Али во дворец, и бросилась к нему в объятия царевна, которая уговорила царя не менять её облик. Узнала царевна, что все животные перебиты, что её отец в виде паршивой собачонки убежал в Гузар.
Гузар в то время был хорошо укреплённым городом, проросшим вокруг камышами. "Но это не беда, - сказала царевна - надо только поджечь камыши с подветренной стороны, пламя откроет путь войску, которое сможет взять город". Так и сделал Али. А потом велел отрубить царевне голову, понимая, что если она смогла предать родного отца, то и предаст при случае его. А когда Али захватил Гузар, сам убил царя Даля, после чего установил в Сурхандарье и Кашкадарье мусульманскую веру. Дальверзин с тех пор навсегда был покинут - никто не решался селиться в этом месте, так как здесь было пролито много крови. И превратился он в городище - тепе. При всей чисто сказочной форме повествования в легенде много правдоподобного о Дальверзинтепе, о том, что это был могущественный, укрепленный город, о том, что гибель его наступила с приходом арабов.
Несомненно, вышеизложенный материал интересен туристам и гостям городища Дальверзинтепе, которые, путешествуя по этим местам, найдут для себя много нового и интересного. Откроют много нового в познании жизни и быте людей, в проникновении и влиянии культур, которое происходило в миграции народов и во многом другом.
По заказу OrexCA.com информация подготовлена и любезно предоставлена г-жой Людмилой Павловной Лопатко.