Музей прикладного искусства, Ташкент
Адрес: ул. Ракатбоши, 15
Тел: (+998 71) 256 39 43
Факс: (+998 71) 256 40 42
Е-mail: artmuzey@mail.ru
Веб-сайт: http://www.artmuseum.uz, http://www.muzeyart.uz
Режим работы: c 9.00 до 18.00, кассы закрываются на час раньше
Музей Прикладного Искусства, где представлено более четырех тысяч экспонатов и предметов искусства и ремесла (керамика, золотое шитье, ковры, картины, шелк и ювелирные украшения) лучших ремесленников Узбекистана, был основан в 1937 г. на базе временной выставки кустарных ремесел.
Музей расположен в здании Дворца, некогда принадлежащего русскому дипломату Александру Половцеву, известному своим трепетным отношением к архитектуре и искусству. Здание представляет собой образец архитектурно-декоративного искусства. Построенный в конце XIX в., дворец изнутри очень богато декорирован. Архитектурный декор, резьба по ганчу, резьба и роспись по дереву выполнены узбекскими народными мастерами: Уста Т. Арсланкулов, А. Казымджанов (Ташкент), Уста Ширин Мурадов (Бухара), Уста А. Палванов (Хива), Уста Абдулла (Риштан).
Во время Первой мировой войны в этом здании жили пленные австрийские офицеры.
В двадцатые годы XX века после революции в здании до середины тридцатых годов размещался детский дом.
В 1927 году в Ташкенте была организована выставка образцов лучших произведений мастеров Узбекистана. В последствии она переросла в постоянную и получила название "Выставка народного хозяйства Узбекистана". С каждым годом накапливались экспонаты, приобретались изделия прошлых веков: вышивка ручной работы, тюбетейки, ювелирные украшения, ковры и другие образцы народного прикладного искусства.
Именно эти произведения народного прикладного искусства начали демонстрироваться в "Музее кустарных ремесел", открытом 7 июля 1937 года в Ташкенте.
С 1938 года в здании размещался музей.
В 1941, 1961 гг. здание реставрировалось.
В 1960 году он получил название "Постоянно действующая выставка прикладного искусства Узбекистана".
В 1970 г. произведена реконструкция здания музея.
В 1997 году музей перешел в ведение Министерства по делам культуры Республики Узбекистан и получил статус "Государственного музея Прикладного искусства".
В настоящее время в сокровищницах музея собраны жемчужины прикладного искусства, созданные руками мастеров, начиная от первой половины XIX века до наших дней.
Хранящиеся в сокровищницах музея экспонаты в художественном отношении можно разделить на 3 группы: произведения прикладного искусства, созданные на основе древних традиций и относящиеся к известным школам; обогащенные художественными орнаментами произведения, созданные, начиная со второй половины ХХ века, с учетом традиционных методов народных мастеров, и третья группа, состоящая из произведений современного искусства, украшенных разноцветными орнаментами на основе развития современного прикладного искусства.
Собранные в запасниках музея экспонаты хранятся в коллекциях, разделенных на 20 наименований, и демонстрируются в экспозициях по этим видам.
Коллекция керамики
Керамика - одно из самых древних ремесел. Во многих городах и селах Узбекистана развито гончарное ремесло и в каждом регионе формировалась своеобразная школа.
В запасниках музея собраны образцы произведений мастеров почти всех центров керамики республики.
Самое большое количество гончарных изделий - это работа мастеров Ташкента и Риштана. Здесь можно увидеть ляганы, коса, вазы, сервизы, поливные изделия, терракоту, созданные ташкентскими мастерами Т. Мирвалиевым, К. Тураповым, М. Рахимовым, А. Рахимовым, Ч. Садыковым, А. Рауфовым, Р. Акбольяном, А. Алимовым и другими. В запасниках музея хранятся уникальные изделия, изготовленные в 50-60 годы ташкентскими и риштанскими керамическими заводами.
Широко представлены Усто Абдулло (1797-1872), Ибрахимджан Камилова, Б. Нишанова, У. Шерматова, Ш. Юсупова, А.И. Саттарова, А. Юлдашева, З. Бобоева. Здесь же изделия Риштанского завода керамики: ляганы, коса, урдак офтоба, куза, каллик, чархи кумган, тогора, вазы, кувшины.
Музей располагает лучшими произведениями самаркандских керамистов Умара Джаракулова, А. Мухтарова, К. Шарафова, М. Носирова, С.Ф. Раковой, С. Смирнова, Х. Батырова, Ш. Азимова, ургутского мастера Махкама Облакулова, гиждуванских керамистов И. Назруллаева, У. Умарова, мастеров села Уба Бухарской области Хамро Рахимовой, Куборы Бобоевой, шахрисабзских мастеров Ахмада Муззафарова, Файзуллы Худайкулова, китабского мастера Файзуллы Абдуллаева, андижанских керамистов Мамадали Хайдарова, Мирзабахрома Абдувахидова, гурумсарайских мастеров Махмуда Рахимова, М. Турапова, Вахабджана Буваева, хо-резмских мастеров В. Бекджанова, Р. Матчанова, Ю. Матьякубова, Ибодуллы Хусанова, С. Атадлжанова, Р. Дустжанова.
Коллекция фарфора
В коллекции фарфора особенно выделяются оформленные в восточном стиле поливные фарфоровые сервизы, вазы различных форм, фарфоровые сувениры, изготовленные мастерами Ташкентского и Самаркандского фарфорового заводов.
Вызывают восхищение фарфоровые сервизы ташкентского керамиста Якуба Карабаева "Ок олтын", "Шохсонам", "Ислими пахта" и другие. Тематические сервизы, изготовленные при участии народного художника и керамиста Анвара Нугманова, созданы по мотивам поэмы А. Навои "Семь красавиц" и поэмы Ш. Рашидова "Кашмирская песня" - одни из шедевров музея.
Привлекают внимание пейзажные вазы, созданные керамистом Рахматуллой Арифджановым в стиле восточных миниатюр.
Очаровательны своим восточным своеобразием и изящными линиями ляганы, коса, пиалы, таксимча, вазы, созданные А. Алимовым, Н. Аучиевой, К.Р. Даминовым, Р. Мухамеджановым, А. Умаровым и другими мастерами.
Сервизы художников Самаркандского фарфорового завода "Чинар" В.И. Гребенева, "Байрам" А.В. Добрянова, "Атлас" Мирзабоева очень величественны.
Коллекция стекла
Коллекция стекла представлена сервизами "Дача" ( 23 предмета), "Узбекистан", "Дастурхан" работ ташкентских мастеров В.В. Дудина, Ш.Б. Забудской, М. Ситникова, И. Филимонова, Г. Дивинской, Н. Абатуровой, а также уникальной посудой и другими изделиями.
Коллекция ручной вышивки
Образцы ручной вышивки - одна из основных коллекций запасника музея.
Большинство их относится к концу XIX и началу ХХ века. В Узбекистане почти во всех регионах изготавливались шелковые нити для вышивания. Вышивкой в основном занимались женщины, девочки овладевали секретами вышивки, и готовили для себя приданое. В прошлом не было ни одного узбекского дома, где не украшали бы стены вышивкой. Дома украшались такими изделиями, как "паляк", "гулкурпа", "зардевор", "чайшаб", "кирпич" и другие. Кроме того, такие предметы быта, как "сандалпуш", "джайнамаз", покрывало для зеркала, чехлы для расчесок, жакеты, воротники, подол платья, паранджа украшались вышивкой.
В искусстве вышивки различается исполнительское мастерство каждого региона.
Например, если в Ташкентской вышивке, именуемой "паляк", изображаются небесные тела - "лунный паляк", "звездный паляк", то в Бухарской - на белую материю наносят тонкие цветочные ветки в виде круга. Нуратинская вышивка с тонким орнаментом "ислимий" считается самой лучшей в Средней Азии. Шахрисабзская "ироки" выделяется тем, что орнамент располагается по всему периметру, не оставляя открытого места, то есть похож на ковер, а Сурхандарьинская, Кашкадарьинская вышивка бывает ярких цветов и в ней круги располагаются по очередности и украшаются вокруг ветками.
Коллекция тюбетеек
Всем известна популярность узбекской тюбетейки. В музее собраны тюбетейки - ташкентские, "ироки", "чоргул", "чаманда гул", "такдузи", "окпар", "шахри-сабзские", "чустские", "калампир", денауские, ургутские, самаркандские, формы которых отличаются своеобразием орнамента.
В конце XIX века в Узбекистане, с появлением швейной машины начался новый этап в искусстве вышивки.
В 1930-40 годах на машинах "попоп" начали изготавливать вышивку типа "паляк", "гулкурпа", "чай-шаб", "дорпеч", "зардевор" и другие.
В 1950-60 годах в республике созданы фабрики художественной вышивки. В эти годы художники В. Сто-ляров, К. Заршикова, Н. Нам, используя образцы народного творчества, создали новые рисунки для машинной вышивки.
Коллекция машинной вышивки
В музее самая большая коллекция машинной вышивки Узбекистана, в том числе и современной. В музее имеются коллекции одного вида, из развитых в конце XIX века кустарных ремесел искусства набойки, включающих в себя колодки для нанесения узоров из дерева тутовника, карагача, а также прекрасные образцы набойки, изготовленные в 80-90 годах ХХ века ташкентскими мастерами А. Абдугафуровым, А. Рахимовым, наманганским мастером С. Ахмадалиевым. Также достоин внимания "альбом" образцов набойки, собранных в 30-х годах.
Коллекция национальных тканей
В музее - самая большая коллекция национальных тканей, которые сотканы из шелковых, полушелковых и хлопковых нитей на станках и машинах. Здесь - разнообразные образцы атласов, адрасов, бекасамов, шелка, сотканных на фабриках Маргилана, Намангана, Коканда, Самарканда, Уйчи, Косансая, Шахрихана, Байсуна, Бухары. Образцы атласов, бекасамов, изготовленные маргиланскими мастерами Х. Мамаджановым, Э. Умаровым, Хасановым, А. Ахмедовым, Т. Дададжановым и Мирзахмедовым, удивляют своим неповторимым рисунком.
Узбекская национальная одежда
В коллекции узбекской национальной одежды выделяются своим художественным орнаментом, распространенным в Самарканде, Бухаре, Хорезме, Ташкенте и Ферганской долине, платья из атласа и адраса, чапаны из бекасама, различные жакеты, женские чапаны, созданные бухарскими золотошвеями, золотошвейные чапаны, тапочки, тюбетейки, шелковые платки, кашкадарьинские и сурхандарьинские яркокрасочные женские и мужские чапаны, жакеты, а также детская одежда.
Золотое шитье
Один из изящных видов художественного кустарного ремесла Узбекистана - золотое шитье - было развито в Бухаре. В XIX веке золотошвеи шили чапаны, сапоги и чалмы только для эмира Бухары и его чиновников.
В запасниках музея прикладного искусства хранятся известные художественные панно - "Пахта", "Китоба", "Байрам", "Юлдуз" (гирих), "Гури Амир", "Исмоил Самоний макбараси", "Анор", "Ислими", созданные на основе проектов мастеров бухарской фабрики золотого шитья Рахмата Мирзаева, Пулата Хакимова, Гуляма Махмудова, Нугмана Аминова, Нурмата Султанова, Мухсумы Ахмедовой, Муяссар Темуровой, Владимира Столярова, Хайруллы Хамроева, Николая Нама. Они экспонировались на передвижных выставках во многих странах и награждены золотыми, серебряными медалями и дипломами.
В 1960 году народные художники Узбекистана В.П. Столяров, Н. Аминов, М. Ахмедов в течение двух лет готовили эскиз панно "Юлдуз" (иногда называют гирих) размером 445 х 445 см. Это панно соткали 45 золотошвеев в течение восьми месяцев. Панно считается одним из уникальных экспонатов музея.
В целом в фонде музея хранятся около 500 изделий золотого шитья, их можно разделить на три группы: изготовленные в больших размерах тематические, художественные панно; одежда - чапаны, жакеты, тюбетейки, ремни; обувь - тапочки, туфли, "кавуши", их заготовки; наволочки, сумочки, кошельки, чехлы для чайников, очков и другие, а также альбом образцов золотошвейных орнаментов, созданных Н. Аминовым и В. Намом.
Ковры
В музее хранятся ковры, созданные по эскизам художников М. Ниязова, Р. Рахимова, К.В. Заршикова, З.Казачинская, З. Нияхматова.
В коллекции музея достойное место занимают образцы ковров и паласов, сотканные Ш. Шариповой, С. Султановой из Ханкинского района, образцы "баскура", "эсиккоса", накидки для кресел, сумки и маленькие паласы, сотканные в ковровом цехе Нукуса, ковры, приобретенные в Галляаральском районе, длиноворсые ковры "джулхирс", изготовленные в Нурате, Джизаке, Замине, Камаши, разноцветные паласы, изготовленные на фабрике "Худжум", паласы "араби", сотканные на ковровой фабрике "Учкун" города Карши, хурджуны, изготовленные в Касане, ковры "Хидирша", изготовленные по эскизам киргизских ковров на фабрике художественных изделий "Мехнат гули" Андижана.
Также в музее хранятся несколько туркменских ковров второй половины XIX века и несколько образцов дагестанских ковров.
Резьба и роспись по дереву
Одно из традиционных в Узбекистане художественных кустарных ремесел - резьба и роспись по дереву. Резные колонны, подпорки колонн, выполненные хивинскими мастерами в начале XIX века, шкатулки, созданные в начале века Хайдаром Нажмиддиновым , Сулаймон Ходжаевым, резные восьми-гранные столы, стулья, выполненные в стиле "ислими" Максудом Касымовым, расписные решетки Артыка Файзуллаева, Зиё Каримова, восьмигранные столы, кресла, "хонтахты", резные ляганы мастера из Коканда Кадырджана Хайдарова, двери, тонко украшенные цветочными орнаментами Ю.М. Рубиновым, а также лаухи, ляганы, хонтахты, стулья, шкатулки и украшенные орнаментами разнообразные произведения искусства ташкентских мастеров Тахира Тахтаходжаева, Якуба Рауфова, Джалила Хакимова являются достоянием музея.
В росписи по дереву используются краски 12 цветов и такие орнаменты "ислими", "гирих", "волнистые ветки", "мадохил", "тумары". Одним из видов росписи по дереву, хранящимся в музее, является лаковая миниатюра. Этот вид искусства был создан на тематической основе художниками-миниатюристами. Они в небольших шкатулках развили традиции миниатюры средних веков и обогатили их современным содержанием. Расписанные миниатюрами и покрытые лаком шкатулки "Фархад и Ширин" Н. Холматова, "Встреча" Ш. Мухамеджанова, "Бахром и Диларом на охоте", "Лейли и Меджнун" Г. Камолова, "Поэзия", "Музыка" С. Карабаева, "Ташкент - 2000 лет", "Шахматы" Б. Кудинова, "Битва Фархада с Ахрамоном" В. Луговского - редчайшие произведения искусства миниатюры.
Музыкальные инструменты
В коллекции музыкальных инструментов собраны более 70 предметов, созданных ведущими мастерами республики: сато, тамбур, гиджак, рубаб, сурнай, карнай, най, чанг, доира, ногора и другие инструменты. Среди них инструменты, украшенные драгоценными камнями, перламутром, тонкими орнаментами, созданные мастерами Усман Зуфаровым, Абдумутал Абдуллаевым, Шавкат Эрмухамедовым, А. Закировым.
Ювелирные изделия
Среди коллекций музея достойны внимания ювелирные женские украшения. Особенно выделяются хорезмские украшения неповторимыми формами. Ювелирные изделия Ташкента, Самарканда, Бухары, Сурхандарьи, Сырдарьи, Ферганы и Каракалпакистана, отличаются разнообразием, взаимно дополняет общую коллекцию. В запасниках музея хранятся ювелирные изделия, выполненные в традиционном, национальном стиле, начиная с середины XIX века до наших дней. Это головные украшения - "тиллякош", "тиллябаргак", "болаобру", "синсила", "сарсузан", "бибишак", "шоукалла", "тахиядузи", "бодомой", "зулф", серьги и другие; нагрудные украшения: "зебигардон", "бозбанд", "кукрактумор", жемчужные "мунчаки", наплечные украшения, украшения для волос - "чочпопук", "найча", "калитбоги", различные браслеты, кольца и т.д.
Начиная с 1980 года, новое развитие получило изготовление традиционных национальных украшений из мельхиора. В музее хранятся около 30 произведений ташкентского ювелира К.А. Азизова. Это переливающиеся искуссным орнаментом браслеты, кольца и кулоны. Также выделяются своими узорами и современным дизайном "шейные амулеты", "зебигардон", "серьги", выполненные Фасхитдином Дадамухамедовым, "тиллякоши", амулеты, кулоны, браслеты, кольца, броши, исполненные Н.Н. Дзюба в стиле фелигрань, браслеты, серьги, кольца и другие ювелирные изделия, созданные З. Гулямовым.
Чеканка по металлу
Коллекция чеканки по металлу, относящиеся к XIX-XX векам, собраны в крупных ремесленных центрах Узбекистана демонстрирует высоты искусства чеканки.
В домашнем обходе широко использовалась медная посуда - "чайдуши" для хранения и кипячения воды, кувшины, чайники, самовары, "обдаста", "офтоба", "кумган", для продуктов и сладостей - коса, шарбат коса, ляганы, тазы, баркаш, подносы, "кашкул", "сатил", "сархуми", "дулча капгир", "дастшуй", "чилпочин", "галадон", "чилим", "каламдон", выполненные в разных формах и украшенные красивой чеканкой, которой занимались различные школы, в том числе в Хорезме, Бухаре, Ташкенте, Коканде, Маргилане, Карши.
В запасниках музея хранятся работы, выполненные за последние 50 лет такими мастерами, как Уста Салимджан Хамидов, Абдусалом Хамидов, Мунира Курбанова, Муккадам Мукаррамова из Бухары, Уста Му-хаммад Фазил, Лутфулла Фазилов, Али Назар, Отауллаев из Коканда, Уста Махмуд Мадалиев из Маргилана, И. Насыров, Гаджи Тикаев, Д. Азизов, Ю. Мусаев из Ташкента, С. Паччаев, Бекджан Якубов, Атаджанов из Хивы.
Коллекция ножей
Изготовление ножей отдельная отрасль кузнечного ремесла. Популярны - ножи Чуста, Шахристана, Коканда, Маргилана, Корасу, Ургута и Хивы являются не только предметом домашнего обихода, но и искусством изготовления.
В коллекции ножей музея достойное место занимают чустские ножи, рукоятки, которые украшены тонкими цветками из пластмассы и рогов, изготовленные мастерами из Шахрихана, сабли, кортики, ножи, на рукоятки которых нанесены рисунки тигров, леопардов, драконов, орлов, созданные хивинскими мастерами ножи и ножны, украшенные тонкими орнаментами.
Музей прикладного искусства является таким источником, который духовно обогатит каждого человека, который стремится почувствовать красоту мира, сохранить его разнообразие и несомненно получить незабываемое впечатление.