Музей киноискусства Узбекистана, Ташкент

Адрес: г. Ташкент, проспект Узбекистанский, 98, "Дом Кино"
Тел.: (+998 71) 245 89 76
Часы работы: 09.00-18.00
Выходной: суббота и воскресенье

Музей киноискусства Узбекистана создан в 1972 году по постановлению Совета Министров. Площадь музея - 562 м.кв. В состав музея входит экспозиционный зал и две отдельные комнаты-архива.

Экспозиционный зал музея, расположенный во 2-м этаже "Дома Кино", открылся 22 февраля 2005 года. Сегодня более 5 тысяч экспонатов обогащают этот экспозиционный зал.

Архив музея на сегодняшний день насчитывает около 40 тысяч единиц. Уникальная экспозиция музея отражает самобытность и развитие культуры и искусства кино в Узбекистане.

Мало кому известно сейчас, что первый киносеанс в Ташкенте состоялся в 1897 году. История киноискусства Узбекистана, как и вся история мирового кино, начиналась с кинодокументалистики. На рубеже ХIХ – ХХ веков хивинец Худойберган Деванов, заинтересовавшись новым видом искусства, на собственные сбережения купил одну из первых кинокамер «Патэ», и затем стал показывать изумленным землякам архитектурные достопримечательности Хивы с экрана.

С живописного портрета кинооператора Худойбергана Деванова начинается экспозиция музея киноискусства Узбекистана. Родоначальник узбекского кино изображен со старинной кинокамерой на коленях.

Значительный архив этого музея, насчитывающий сегодня около 30 тысяч единиц, был основан в 70-е годы. Начало ему положили добровольные пожертвования подвижников – ценителей узбекского кинематографа.

Большой вклад в собрание киноархива сделал народный художник Узбекистана Рузы Чарыев. Это он призвал всех художников, занимавшихся кинодеятельностью, подарить свои эскизы к фильмам архивному фонду. Сам он написал групповой портрет деятелей кино, который и стал ключевым экспонатом в экспозиции нового музея.

Дизайнерское решение экспозиции принадлежит известному художнику Узбекистана Бобуру Исмаилову. Ее открывает архивная киноаппаратура – осветительные приборы и кинокамеры разных марок, с которыми работали деятели кино Узбекистана в последние десятилетия. Но основные экспонаты – конечно же, черно-белые фотографии, поскольку в них запечатлены исторические мгновения развития киноискусства республики.

Художественным средством выразительности в решении музейной экспозиции Бобур Исмаилов выбрал изображение киноленты с перфорациями, которая «обвивает» все витрины. На кадрах из фильмов – художественных, документальных, короткометражных – построены все стенды экспозиции. Динамику им придают несколько мониторов, на которых демонстрируются отреставрированные старые киноленты.

У посетителей музея особую эмоциональную реакцию вызывает раздел, посвященный немому кино Узбекистана. Задержаться у этого стенда зрителей заставляет монитор, на котором демонстрируется восстановленный немой узбекский фильм «Вторая жена», снятый в 1935 году.

Отдельный стенд посвящен документальному кино республики.

Только в музее киноискусства Узбекистана можно воочию увидеть золотистую Нику – премию Академии кино России. Ею был награжден в 1991 году в номинации «Честь и достоинство» выдающийся кинодокументалист республики Малик Каюмов. Его творчеству отведено особое место на стендах экспозиции.

В центре экспозиции – раритетная афиша известного фильма "Тахир и Зухра" режиссера Наби Ганиева. Он представляет интерес с одной стороны, как пример яркого творчества кинохудожников республики, с другой – как наглядное свидетельство славной истории узбекского киноискусства. Ведь не случайно этот фильм, как знаковый, включен в «золотой фонд» ЮНЕСКО.

В экспозиции представлены и другие фильмы, на которых сегодня учатся будущие режиссеры и операторы республики – «Очарован тобой», «Об этом говорит вся махалля», «Нежность» и другие.

Наиболее ярко выглядит витрина, посвященная анимационному кино. Здесь представлены рисованные и игрушечные герои мультипликационных фильмов, снятых художниками и режиссерами Узбекистана.

Украшением музейной экспозиции стали костюмы к фильму «Амир Темур». Особенно привлекает зрительское внимание костюм жены сахибкирана – Биби-ханым, выполненный из ярко-красной ткани. Он стал композиционным и цветовым акцентом вводного зала экспозиции.

Завершается экспозиция музея изображением кинопленки, свернутой в рулон. Этот символический образ говорит о том, что у киноискусства Узбекистана еще все впереди.

Гульсара БАБАДЖАНОВА,

кандидат искусствоведения.
Фото Владимира ГОНЧАРЕНКО

При создании страницы использованы материалы и фотографии с сайта http://touruz.com

Музей киноискусства Узбекистана
Музей киноискусства Узбекистана
Музей киноискусства Узбекистана