Молодежный театр Узбекистана, Ташкент
Адрес: г. Ташкент, Шайхантаурский р-н, ул. Навои, 55
Ориентир: старая телебашня
Метро: Пахтакор, Алишер Навои
Телефон: (+998 71) 244-10-89, 244-10-87, 244-11-91, 244-11-93
Веб-сайт: http://mtu.uz/ru/
Режим работы: с 10:00 до 17:00
Выходной: понедельник
Молодежный театр Узбекистана до 1998 г. назывался ТЮЗ и был основан 30 апреля 1928 года. Два энтузиаста — врач С. Этьен и художник С. Мальт — открыли театр спектаклем «Хижина дяди Тома». Без собственного помещения, декораций и костюмов, движимый огромным желанием донести до детей радость сценического творчества, коллектив нового театра начал свою славную биографию.
На протяжении своей истории театр неизменно обращается к разным категориям зрителей. Для малышей игрались и играются яркие сказочные феерии, призванные пробудить творческий потенциал маленького ЗРИТЕЛЯ-СОУЧАСТНИКА сценического процесса: "Три поросенка", "Терем-шок", "Приключения Фунтика" режиссера Г. Мустафина; спектакли режиссера А. Халмурзаева "Репка", "Каникулы в детство", "Праздник непослушания"; "Краш-Бум-Тарарам ритм помогает нам" немецкого режиссера Б. Сикоры.
Для юных школьников театр представляет не только традиционные классические сказки, такие как "Золушка", "Огниво", "Дюймовочка", "Аленький цветочек", "Часовой Его Величества", шедшие ранее "Снежная королева", "Белоснежка и семь гномов", "Кот в сапогах", "О тех, кто любит" (все реж. Г. Мустафина), но и спектакли в которых отражены динамика и стилистика современного мира: "Волшебник Изумрудного города" и "Озорник" Д. Юсупова, "Дар возлюбленной принцессе" Г. Сулеймановой, рок-ток шоу "Большая мышеловка" Т. Шейнкер, а ранее "Училка 21 века" реж. А.Найденова.
В конце 90-х годов на сцене театра с успехом шла серия спектаклей Р. Кашаевой "Театральные ступеньки 1,2,3". Используя современный язык общения со зрителем, технические достижения, театр рассказывал и наглядно демонстрировал детям и взрослым как зародился театр, какие многообразные формы сценического искусства существовали и существуют в мире, и какое важное место в истории театра занимает античный греческий театр.
Из студенческой работы с режиссером Р. Кашаевой родилась новая по подаче зрителю работа "Звезды на ладони". Принцип спектакля, в котором на сцене нет ни декораций, ни смены костюмов, а все рождается благодаря фантазии актеров, прямо на глазах зрителей, пришелся по душе молодым ташкентским зрителям. Этот спектакль был участником Международного фестиваля экспериментальных театров в Каире (1992 год), а также гастролей театра в Дрездене (2002 год).
В репертуаре ТЮЗа всегда значились постановки для молодежи и людей старшего поколения: "Ночная повесть", "Три мушкетера", "Романтики", "Затюканный апостол", "Человек и тень", "Ящерица", "Дорогая Елена Сергеевна", "Этот бедный, бедный Пьеро".
В 1991 году Н.К.Абдурахманов принял руководство ТЮЗом, и творческая труппа, образованного им в 1988 году театра-студии "ДАРД", органично влилась в коллектив Театра Юного Зрителя. Вскоре начались кардинальные перемены в репертуарной политике, творческом процессе, воспитании новых кадров и в самом внутри-театральном устройстве.
В 1992 году на Международном фестивале молодежных театров "Играем Чехова" ТЮЗ показал режиссерский дебют Р.Кашаевой "В Рождественскую ночь". Спектакль на основе рассказов А.П.Чехова вырос из студенческой работы выпускников актерско-режиссерского курса театрального института мастерской нар. арт. Узбекистана А.З.Кабулова, где Н.К.Абдурахманов был педагогом. Ученики этих мастеров составили основу труппы театра-студии "ДАРД" (в пер. с узб. - боль души). Студия существовала как единый творческий организм, где все всё делают сами. В числе студентов-студийцев была и режиссер Р.Р.Кашаева, которая развила студенческую работу по прозе Чехова в спектакль, который перешел со сцены театра-студии "ДАРД" на сцену ТЮЗа и долгое время украшал вечерний репертуар.
Со студентами узбекского курса ТТХИ им. М.Уйгура (мастерская Н.К.Абдурахманова, педагог Р.Кашаева) вышла этапная для театра работа Р.Кашаевой "Пегий пес, бегущий краем моря" по повести Ч.Айтматова. Впервые театр обратился к новым пластическим формам существования на сцене. Динамика моря была решена в духе восточной философии на основе движений восточных единоборств и медитативной техники востока. В последующих работах театр постоянно обращался и обращается к пластическим возможностям актеров, открытых в этой постановке. Режиссером Р. Кашаевой также была осуществлена постановка спектакля "Тряпичная кукла" по пьесе Гибсона.
С приходом в ТЮЗ режиссер Н.К.Абдурахманов перенес на сцену и спектакли театра-студии "ДАРД": "Вкус меда" по пьесе Ш.Дилени и "Эквус" по пьесе П.Шеффера. Обе постановки с успехом шли на сцене театра. Художником-постановщиком этих спектаклей еще в театре-студии "ДАРД" стал Т.Бекмамбетов, теперь хорошо известный режиссер фильмов "Пешаварский вальс", "Gladiatrix", "Ночной дозор", "Дневной дозор". В спектакле "Эквус" роль доктора Дайзерта исполнил популярный ныне актер российского кино В.Вержбицкий (сериалы "Остановка по требованию", "Бедная Настя", "Что сказал покойник" и др., кинофильмы "Сибирский цирюльник", "Ночной дозор" , "Дневной дозор", "Турецкий гамбит", "Мама, не горюй", "12" и др.). В настоящее время планируется новая постановка спектакля по пьесе "Эквус" П.Шеффера.
После прихода в театр Н.К.Абдурахманова с группой своих учеников, ТЮЗ вышел на качественно новый этап своего развития. Наби Абдурахманов стал не только художественным руководителем, изменившим всю систему устройства театра, но и творческим "генератором идей" со сложившимся видением ТЕАТРА и системой воспитания будущих "своих" актеров, составляющих теперь основу труппы театра. В 1991 году при театре была открыта школа-студия, где обучаются мастерству и другим дисциплинам будущие актеры. Лучшие выпускники школы-студии вливаются в труппу театра.
Перемены во внутренней жизни, изменения внешней политики театра логично привели к переименованию в 1998 году Ташкентского Театра Юного Зрителя в Молодежный театр Узбекистана.
За короткое время художественный руководитель Н.К.Абдурахманов вывел Молодежный театр Узбекистана в число лидирующих творческих коллективов страны, который любят и знают за пределами Узбекистана и с удовольствием приглашают на гастроли и различные международные фестивали.
С 1991 по 2006 годы режиссером Н.К.Абдурахмановым поставлены спектакли: "Лекарь поневоле" (комедия Ж.Б.Мольера), "Женщина-Дьявол" (комедия П.Мериме), "Девочка со спичками" (пластический спектакль по сказке Г.Х.Андерсена), "Скрипач на крыше" (по повести Шолом-Алейхема и мюзиклу Д.Бока), "Холстомер" (по повести Л.Толстого и инсценировке М.Розовского), "Притча о Любви Дарованной" (красочное уличное шоу по поэме А.Навои "Язык птиц" и сценическая версия этого спектакля), "Созвездие Омара Хайяма" (по Т.Зульфикарова), "Принцесса Турандот" (комедия К.Гоцци), "Вечная плясунья Шарора" (по произведениям Т.Зульфикарова) "Содом и Гоморра ХХI" (пластическое шоу в стиле прогрессивного рока), "Тартюф" (комедия Ж.Б.Мольера)…Во всех своих спектаклях режиссер создает свой неповторимый авторский театр, в котором щедро используются современные средства выразительности - пластика, танец,, музыка и который наполнен высоким художественным содержанием. С театром тесно сотрудничает один из интереснейших композиторов Узбекистана Д.Янов-Яновский, который создал музыку к большинству спектаклей Абдурахманова. Сформировался как композитор А.Халмурзаев - актер театра, который написал музыку ко многим детским спектаклям театра, а также к пластическому шоу "Содом и Гоморра ХХI". В спектаклях вечернего репертуара он выступает как звукорежиссер и аранжировщик.
Сотрудничество с интересными балетмейстерами Л.Левасер (Франция), Ш.Тохтасимовым обогатило спектакли театра, в "недрах" которого выросли из учеников свои постановщики танцев, пластики, музыкальных шоу - М.Искандарова и А.Тренина - актрисы театра.
Молодежный Театр Узбекистана представляет страну на многих международных фестивалях и форумах:
- IV Международный фестиваль экспериментальных театров в Каире (Египет, 1992 г.)
- Международный театральный фестиваль "Играем Чехова" (Москва, 1992 г.)
- III и VI Московский международные театральные фестивали им. Чехова (1998 и 2005 гг.)
- IV Международный фестиваль искусств для детей "Золотая репка" (Самара, 2000 г.)
- Международный фестиваль детских театров в Хайфе (Израиль,2002г.)
- Международный фестиваль уличных театров стран СНГ и Балтии в Кузнецке (Россия, 2002 г.)
- Международные театральные фестивали "МИНИФЕСТ" в Ростове-на-Дону (Россия, 2000 и 2002 гг.)
- III Всемирная театральная Олимпиада в Москве (Россия, 2001г.)
- Московский международный телевизионно-театральный фестиваль "Молодость Века" (Россия, 2002 и 2004 гг.)
- Международный фестиваль русских театров стран СНГ и Балтии "Встречи в России" (Санкт-Петербург, 2001, 2003-2007 гг.)
- Всероссийский фестиваль детских театров "Арлекин" (г.Санкт-Петербург, Россия, 2007 г.)
С 1997 года театр является членом Международной Ассоциации детских и молодежных театров - АССИТЕЖ, а Н.К.Абдурахманов президентом ее Центра в Узбекистане.
Также Н.К.Абдурахманов является организатором и художественным руководителем Международного фестиваля молодежных театров, танца и музыки "ХУМО", который проводится в Ташкенте на базе Молодежного театра. Спектакли для детей и взрослых пользуются огромным успехом у ташкентской публики, зрители в Фергане, Намангане, Карши, Самарканде, Бухаре и Алмате рукоплескали спектаклям театра. Они также полюбились и российским зрителям Тольятти, Самары, Ростова-на-Дону, Кузнецка, Барнаула, Новосибирска, Омска, Санкт-Петербурга и Москвы, зрителям Днепропетровска (Украина) и Дрездена (Германия). Сегодня театр известен далеко за пределами своей страны. Молодежный театр Узбекистана - знак высокой художественности и качества постановок!
Театр поддерживает контакты с посольствами многих стран и с международными организациями, заинтересованными в качественном, высокохудожественном искусстве.