Европейская часть Ташкента
Русский Туркестан

После завоевания Ташкента Российской империей рядом с историческим Ташкентом появляется новый, так называемый "русский" Ташкент (Восточный Петербург). Огромный приток русского населения очень быстро сделал его одним из самых многолюдных городов Узбекистана и Средней Азии. До сих пор в окрестностях Ташкента стоит резиденция Романовых, многочисленные переулки и дома, напоминающие русскую архитектуру и русский стиль. Они придают "солнечному" городу особый, неповторимый колорит.

В 1865 году рядом со старым мусульманским городом был заложен на левом берегу канала Анхор "новый город", который строился по образцу европейских городов. Благодаря труду целой плеяды талантливых инженеров и архитекторов, в особенности Вильгельма Гейнцельмана (1851 - 1922), Георгия Сваричевского (1871 - 1936) и Алексея Бенуа (1838 - 1902), новый город получил весьма своеобразное лицо, обогатив российскую архитектуру конца XIX - начала XX века т.н. туркестанским колониальным стилем. Его особенностью является то, что здания из жжёного кирпича местной выделки не оштукатуривались и поэтому имели характерный буро-жёлтый цвет. Фасады обычно оформлялись фигурной выкладкой, а также добавлялись лепные однотонные (чаще белые) вставки и железные украшения в виде разного рода балюстрад, решёток и перил.

Первоначальные архитектурные ансамбли нового города после разрушительного землетрясения 1966 года целиком не сохранились, о них можно судить лишь по отдельным, ныне тщательно реставрированным или частично перестроенным сооружениям. Наиболее характерными примерами туркестанского стиля в Ташкенте являются здания реального училища (В.Геинцельман, 1898 г.) - ныне МВЭС; государственного банка (В.Геинцельман, 1895 г.) - ныне Стройбанк; мужской и женской гимназий (Е.Дубровин, 1882, 1883 гг.) - ныне юридический институт; второй женской гимназии и Мариинского женского училища (Г.Сваричевский, 1910, 1912 гг.) - теперь Вестминстерский университет и Французское посольство; Казённой палаты (В.Геинцельман и Л.Киселёв, 1901 г.) - ныне фонд "Соглом авлод учун".

Специально нужно упомянуть построенный в 1889-1890 гг. В. Гейнцельманом и А.Бенуа великолепный дворец ссыльного великого князя Николая Константиновича (ныне - Дом приёмов МИДа), где, наряду с особенностями туркестанского стиля, просматриваются приёмы нарождавшегося модерна.

Строители нового города зачастую дополняли туркестанский стиль в своих проектах иными архитектурными влияниями, например, для евангелическо-лютеранской кирхи (А.Бенуа, 1899 г. ) это - прибалтийская архитектура, для здания гостиницы "Националь" (Г.Сваричевский, 1912 г.) на современной ул. Бухоро - немецкий ренессанс. В сильно перестроенном виде дошли до нашего времени монументальные сооружения Военного собрания (1885 г.) - ныне Окружной Дом офицеров и католического костёла (1913 - 1917 гг.).

Из довоенных построек Ташкента следует упомянуть конструктивистское здание Высшей сельхозшколы (Г.Бауэр, 1927 г.), в котором теперь располагается Министерство юстиции, и несколько сооружений помпезного псевдоклассицизма 30-х годов XX века: Дворец культуры обувщиков (В.Скорняков, 1937 г.) - ныне РКЦ, Педагогический университет им.Низами (Е.Жмуйда, 1940 г.) и Дворец культуры и труда (С.Полупанов, 1940 г.) - ныне Молодёжный театр Узбекистана.

Наконец, из послевоенных памятников архитектуры заслуживают внимания два сооружения, которые уже давно превратились в своеобразные символы Ташкента. Это Куранты, построенные в честь победы во Второй мировой войне (Л.Мухамедшин, 1947 г.), и Театр оперы и балета им.Навои (А.Щусев, 1947 г.).

Планировка нового города имеет преимущественно радиально-кольцевую систему с центром в нынешнем сквере Амира Темура - в соответствии с планом застройки 70-х годов XIX века, разработанным военным инженером А.Макаровым. Улицы широкие, на них много зелени.
Первоначальный проект топографа М.Колесникова (60-е годы XIX века) с прямоугольными кварталами и взаимно-перпендикулярными проспектами выдержан только на небольшой площади нового города между каналом Анхор и сквером Амира Темура.

По заказу OrexCA.com текст составил Б.А. Голендер



Полезные ссылки:
  • Ташкентский железнодорожный вокзал (1899 г.)   >>>
  • Театр-цирк "Колизей" (1913 г.)   >>>
  • Православные церкви и храмы Ташкента   >>>
  • Русский Туркестан >>>
  • Исторические и архитектурные памятники Ташкента >>>
  • Подробнее об истории Ташкента >>>
  • Современные памятники Ташкента >>>
  • Театры Ташкента >>>
  • Фотографии Ташкента >>>
  • Экскурсии по Ташкенту >>>
  • Старинные здания Ташкента>>>
  • Фото Ташкента >>>
    Стройбанк
    Русская архитектура в Ташкенте
    Дворец княза Романова
    Кирха
    Костёл
    Театр имени Алишера Навои
    Русская архитектура в Ташкенте
    Вестминтерский университет в Ташкенте


     






    О компании  |  Контакты  |  Реклама на портале  |  Новости
    OrexCA.com © 2003-2017. Все права защищены
    Разработано креативной группой OrexCA.com
    Лицензия № 037-04, Сертификат № 010064
    Условия использования портала
    ISO 9001:2008

    Наши контакты:
    E-mail: info@OrexCA.com
    Телефон в Москве: +7 (495) 108-04-32
    Телефон в Ташкенте: (+998 71) 200 96 00
    Факс: (+998 71) 230 96 55
    Адрес: Ташкент, улица Мукими, 142/1
    Схема проезда
    г. Москва, ул. Барклая д. 6, стр. 5, офис 401

European part of Tashkent
Imperial Turkestan

In 1865 Tashkent was conquered by the Russian Empire, and after that the construction of the "new city" modeled as one of the European cities started right next to the old Muslim town on the left bank of Ankhor canal. Due to the work of many talented engineers and architects, special mention should be given to Wilhelm Heinzelmann (1851-1922), Georgiy Svarichevskiy (1871 - 1936) and Alexey Benua (1838 - 1902), the new city received its own original style and thus enriched the Russian architecture of the end of 19th - the beginning of 20th centuries with the new Turkestan Colonial style. The character of this style was not plastering the buildings made from baked bricks and that gave them a special brown-yellow color. The fronts of the buildings were usually designed with the figured brick or stone-works, as well as with one-color stucco mouldings (usually white) and the iron ornaments as various balustrades, grates and railings.

The original architectural ensembles of the new city did not remain as a whole after the devastating earthquake of 1966, and now we can see them only in the remained fragments which are carefully restored and in partly rebuilt buildings. The most typical examples of Turkestan style in Tashkent are: the building of a Real School (W. Heinzelmann, 1898) - now the Ministry of Foreign Economic Relations, the building of the State Bank (W. Heinzelmann, 1895) - now Uzbek Industrial-Construction Bank, the buildings of Women and Men Gymnasiums (E. Dubrovin, 1882, 1883) - now Juridical Institute, the buildings of the second Women Gymnasium and Mariinskoe Women School (G. Svarichevskiy, 1910, 1912) - now the buildings of Westminster University and the Embassy of France, Kazennaya Palata (W. Heinzelmann and L. Kiselev, 1901) - now Soglom Avlod Uchun Fund.

The gorgeous Palace of the Grand Duke Nikolay Konstantinovich Romanov, who was banished to Tashkent, is especially noteworthy. The Palace was built by W. Heinzelmann and A. Benua in 1889-1890 (now it's the building of the Ministry of International Affairs) and it has the features of both Turkestan style and Modernist style.

The builders of the new city often added to Turkestan style other architectural influences in their projects, as for example the Evangelic-Lutheran Church (A. Benua, 1899) was Baltic architecture, the building of National Hotel (G. Svarichevskiy, 1912) on present-day Bukhoro street was German Renaissance. The Military Assembly building (1885) - now Officers' District House, and the Catholic Church building (1913-1917) were noticeably rebuilt.

From the pre-war Tashkent buildings the Agricultural School should be mentioned (G. Bauer, 1927) - now the Ministry of Justice, and a few buildings of the pompous Pseudo-Classicism of 30s of 20th century, such as the Palace of Culture of Shoe operatives (V. Skornyakov, 1937) - now Russian Cultural Center, Nizami Teacher's Training University (E. Jmuyda, 1940) and the Palace of Culture and Labor (S. Polupanov, 1940) - now Youth Theater of Uzbekistan.

And finally from the post-war architectural monuments two building deserve attention since these building became Tashkent's symbols: they are the Chiming Clock built in honor of the Victory in the World War II (L. Mukhamedshin, 1947) and the Alisher Navoi Opera and Ballet Theatre (A. Shchusev, 1947).

The new city planning has mainly radial-circular system with a center in Amir Temur Square according to the local plan developed by the army engineer A. Makarov in the 70s of 19th century. The streets are wide and green. The topographer M. Kolesnikov's original project was to create rectangular blocks with avenues perpendicular to each was applied only to a small part of the city - between Ankhor canal and Amir Temur Square.

Text by Boris Golender


More useful links:
  • Imperial Turkestan >>>
  • Historical monuments of Tashkent   >>>
  • Amusement Parks >>>
  • Night Clubs   >>>
  • Restaurants   >>>
  • Tashkent theatres   >>>
  • Museums of Tashkent   >>>
  • More photo >>>
     
    Russian Tashkent architecture
    Russian Tashkent architecture
    The Palace of the Grand Duke Nikolay Konstantinovich Romanov
    Evangelic-Lutheran Church in Tashkent
    Pictures of Tashkent. Roman-Catholic church
    Theatre nomed Alisher Navoy
    Russian Tashkent architecture
    Westminster University in Tashkent


     






    About Company  |  Contact Us  |  Careers  |  Newsroom
    OrexCA.com © 2003-2014. All rights reserved
    Created by OrexCA.com creative group
    License № 037-04, Certification № 006550
    ISO 9001:2008 certified
    Terms of use

    Our contacts: e-mail: info@OrexCA.com
    Reservation Department: (+998 71) 235 70 98
    Tourism Department: (+998 71) 235 76 50
    Administrative Department: (+998 71) 235 90 82
    London: +44 (0) 20 3287 5671