Искусство в Узбекистане
Национальное прикладное искусство Узбекистана

  • Производство шелка в Узбекистане
  • Хан-атлас
  • Туркменские ковры
  • Узбекские Сюзане

    Производство шелка в Узбекистане
    Хотя производство шелкового волокна и создание одежды сегодня в основном автоматизировано, почти весь тутовый шелкопряд, размножающийся в Узбекистане, разводится на частных и индивидуальных фермах, где коконы разводят так же, как и многие века тому назад.
    В конце апреля - начале мая из специального запаса предыдущего сельскохозяйственного года узбекское правительство распределяет яйца тутового шелкопряда в количестве 20 граммов каждому фермеру, собирающемуся заняться их разведением. Фермеры готовят места, оборудованные большими коробами, имеющими специальный настил. Единственной пищей для тутового шелкопряда являются листья тутового дерева (тутовника), разрезаемые на маленькие кусочки. Обрезанные кроны тутового дерева восстанавливают свои ветви к следующему году. Вначале 20 граммов личинок тутового шелкопряда занимают площадь в 1 квадратный метр и ежедневно потребляют до 3 кг листьев. Но со временем начинают поглощать все больше и больше пищи.

    К концу первого месяца каждый тутовый шелкопряд, который был настолько микроскопическим вначале, вырастает размером с мизинец; весь запас тутовых шелкопрядов занимает теперь 2-3 метра и потребляет до 300 килограммов листьев каждый день! Тогда тутовый шелкопряд внезапно прекращает есть, и приблизительно неделю наматывает вокруг себя шелковое волокно в кокон. Некоторые тутовые шелкопряды называются "оригинальными", они отделены, чтобы быть сохраненными в течение нескольких месяцев, во время которых они кладут яйца. Остальных убивают в коконах паром, иначе они выйдут и раскрутят шелковое волокно. Затем каждый кокон выпаривается и тщательно раскручивается. Обычные 3-х - 4-х сантиметровые коконы дают от 800 до 1200 метров нити волокна. Шелковую ткань для изготовления одежды ткут из нескольких нитей намотанного волокна. В целом в Узбекистане производится приблизительно 30.000 тонн коконов в год. Самая большая шелковая фабрика находится в Маргилане.

    Хан-атлас
    Давным-давно один из правителей Маргилана, который имел четырех жен, решил жениться в пятый раз. Он влюбился в молодую красивую дочь художника. Художник был расстроен, узнав о намерении хана, и попросил его передумать. Хан обещал отступиться только в случае, если художник произведет до следующего утра что-то более красивое, чем его дочь. Всю ночь художник был в отчаянии. Он не ел всё это время, не спал, не проговорил ни единого слова. На рассвете он вышел, сел и стал наблюдать за ручьем. В ту же минуту он увидел отражение облаков и всех цветов радуги в воде. Он был поражен фантастической идеей, и тогда выразил всю эту красоту, которую он видел, на ткани. И он сделал это! Маленькая часть ткани была принесена хану. Хан был удивлен, поскольку он никогда не видел ничего более красивого. Хан принял этот художественный образец и оставил идею женитьбы на дочери художника. После этого случая ткань стали называть "Хан-атласом", поскольку это было выдумано специально для хана.

  • Cувенирные мастерские в различных городах Узбекистана>>>

    Туркменские ковры
    Это не будет преувеличением, если сказать, что туркменские ковры всегда считались одними из самых лучших в мире. В античные времена чистые шерстяные Парфианские ковры высоко ценились. Они были вынесены к основным торговым центрам Большим Шелковым Путём, распространялись и по территории современной Туркмении. В течение археологических раскопок там были обнаружены фрагменты ковров, созданных приблизительно 2000 лет назад. Венецианский средневековый торговец Марко Поло восторженно писал, что туркменские ковры были самыми тонкими и самыми красивыми и изящными. Достаточно сказать, что туркменские ковры находятся в большом спросе в более, чем 50 странах мира и сейчас. Признанный, как уникальное произведение искусства, ковер под названием Туркменский Калбий, сделан туркменскими мастерами. Его размер - 193 кв метров.

    Помимо самих ковров, с незапамятных времён туркменские изготовители ковров делали различные изделия из материала ковра. Например "чувал", для хранения одежды и домашней посуды, мешки различного размера и целей предназначения, назвались "торба", или "газан торба" - мешки для котлов, "чанак торба" - для деревянной сервировки стола и посуды кухни, "чемчи торба" или "дуз торба" - для соли. Сумка путешественника - "хурджун", коврик для фиксации всадника на седле, занавески для дверей, называемые "гапилик" и многое другое. Изделия, сделанные из ковровой ткани, украшали изящных туркменских лошадей и верблюдов в течение праздника. Это были попоны "ат-хали", ковер седла "аерлик" было украшением верблюда во время свадеб.

    Узбекские сюзане
    В конце XIX-го столетия искусство вышивки было широко распространено в Узбекистане. Почти каждая женщина знала, как вышивать. Обязательная часть приданого состояла из вышитых изделий и было сделано для свадеб, а позже украшало комнату молодоженов. Изделия с элементами узбекской вышивки предназначаются для различных целей и разделены на вышивку на маленьких домашних предметах и вышивку одежды. Но главенствующим, несомненно, является сюзане. Название произошло от таджикского слова, означающего "первая нить". Сюзане - декоративная стенная вышитая часть ткани. Самые большие сюзане 2-3 метра длиной и до 2 метров шириной. Сюзане вышивается оригинальным способом, большая часть заполняется образцами, оставляющими немного фона. Большие сюзане составлены из фрагментов, заранее отдельно вышитых.

    Образцы вышивки, сделанные художниками, которые помещали их с обостренной соломой, назывались "калам". Художники знали много различных украшений, изменяли их, чтобы создать новые комбинации, выбирали цвета.

    Об узбекском сюзане можно говорить, как о национальной художественной форме, развивающей свой собственный стиль в течение столетий. В XIX-ом столетии Нурата, Бухара, Самарканд, Шахризабс, Ташкент и Фергана стали центрами художественной вышивки. Каждая школа вышивки имеет свои собственные местные особенности. Узбекские вышивки в основном изображают растительное царство: сады и клумбы.
    При ознакомлении с узбекским сюзане невозможно найти сходства между двумя частями, несмотря на подобные формы и цвета. Разнообразие украшений и их комбинаций - это то, на чем базируется искусство сюзане. Сегодня вышивка продолжает развиваться как в промышленных масштабах, так и в чисто ручной работе.

    Статьи о национальном прикладном искусстве Узбекистана в местных и центральноазиатских туристических журналах:

  • Сюзане Самарканда>>>
  • Живые краски бухарского сюзане>>>


    Полезные ссылки:
  • Cувенирные мастерские в различных городах Узбекистана >>>
  • Арт-Центр "Ташкент Плаза". Практические учебные занятия по изготовлению предметов искусства >>>
  • Музеи и галереи Ташкента >>>
  • Художники Узбекистана >>>
  • Сувенирные магазины Ташкента >>>
  • Правила вывоза культурных ценностей за пределы Республики Узбекистан >>>
  • Хан-атлас
    Хан-атлас
    Хан-атлас
    Бухарское сюзане
    Бухарское сюзане
    Сюзане
    Национальное прикладное искусство Узбекистана
    Национальное прикладное искусство Узбекистана
    Национальное прикладное искусство Узбекистана
    Национальное прикладное искусство Узбекистана






    О компании  |  Контакты  |  Реклама на портале  |  Новости
    OrexCA.com © 2003-2017. Все права защищены
    Разработано креативной группой OrexCA.com
    Лицензия № 037-04, Сертификат № 010064
    Условия использования портала
    ISO 9001:2008

    Наши контакты:
    E-mail: info@OrexCA.com
    Телефон в Москве: +7 (495) 108 04 32
    Телефон в Ташкенте: (+998 71) 200 96 00
    Факс: (+998 71) 230 96 55
    Адрес: Ташкент, улица Мукими, 142/1
    Схема проезда