Голубая керамика Риштана

Риштан является старейшим центром керамического искусства Центральной Азии. Здесь была разработана уникальная технология создания керамических изделий, которые используются в домашнем быте не только местных жителей, но и вывозятся за пределы Ферганской долины. Местная керамика отличается своими формами, орнаментами и цветовой гаммой. Для глиняных изделий Риштана в раскрашивании характерно использование бирюзового, темно синего и коричневого цветов на молочно-белом фоне. Ишкорская глазурь, сделанная из золы растений придает глиняным изделиям своеобразное мягкое сияние.

Мастерство риштанских керамистов неисчерпаемо. Узоры, выполненные в манере свободной кисти, основаны на наблюдениях за природой и воспроизводят все разнообразие окружающего мира: цветы, ветви деревьев, фрукты, кувшины, домашняя утварь и прочие. Сегодня, как и сотни лет назад, керамика расписывается в ручную. Индивидуальность мастеров проявляется в уникальной манере письма, при этом сохраняются строгие традиции народного искусства, стиль которого развивался на протяжении многих веков.

Искусство Рустама Усманова прекрасно гармонирует с народными традициями. По окончании Ташкентского театрального института мастер посвятил немало времени изучению старой риштанской керамической школы по многочисленным книгам и музейным коллекциям. Это помогло ему обогатить свои знания в керамике и постепенно развить свою собственную оригинальную манеру производства, свободу композиции и технологические навыки своего мастерства. Безупречность его прекрасных рисунков и богатство узоров придает каждой его работе уникальные трудновоспроизводимые черты. Его керамические изделия по праву считаются одними из лучших образцов декоративного искусства Узбекистана.

Рустам Усманов создал свою собственную гончарную мастерскую у себя дома. Махмуд Азизов, умелый мастер кузагара, создает различные формы на движущемся гончарном круге, а Рустам и его родственники раскрашивают их в ручную.

Эльнур Мурзакаев, племянник и ученик Рустама, уже достиг своей творческой независимости. Динамические и энергетические узоры, которые дополняют размер и форму его изделий, превалируют в его росписях. Работы Ильдара и Дамийя (ученики Рустама) показывают, что они уже преодолели робость любителей. Зрелость их работ и используемая цветовая гамма говорят об их большом будущем в искусстве.

Дети Рустама Асия, Аделя и Руслан работают вместе с отцом. Они играют и пытаются сделать свои собственные рисунки отличные от всех других. Очаровательные импровизации и детская искренность воплощаются в их начинаниях. Лучшие работы остаются в семейном музее, т.к. семья Усмановых не хочет с ними расставаться. Самые захватывающие минуты в мастерской наступают в момент открытия печи. Дети и взрослые собираются вместе и вынимают все еще теплые образцы. Эти моменты приносят Рустаму чувство полноты и удовлетворенности, ради которых он живет и работает.