На арене "Колизея"
Из истории узбекского цирка

Непостижимая феерия красоты и силы, калейдоскоп невероятного, "волшебство", фантастика и блеск - все это Великий Цирк. Он завораживает и навеки покоряет сердца. Видимо, поэтому, впервые побывав на цирковом представлении, вы увлекаетесь этим видом искусства, передаете это чувство детям, внукам, правнукам. Старшее поколение ташкентцев помнит "Колизей" и цирк шапито, знает прославленные династии узбекских канатоходцев и жонглеров, наездников, клоунов. К нам приезжали на гастроли известные дрессировщики Николай Сквирский, Степан Денисов, великие маги Кио... Сегодня слава цирка несколько померкла. В условиях рынка стало труднее работать. Многие из артистов больше ездят сейчас по заграницам, но каждый из них мечтает об огнях рампы родного, ташкентского цирка, о прекрасных парадах-алле.

Сегодня наш рассказ об одной из страниц в истории узбекского цирка.

Концертный зал им. Я. Свердлова. Ташкентский цирк-Колизей Ташкентцы среднего и старшего поколений - поклонники эстрадного искусства - наверняка сохранили добрые воспоминания о тех временах, когда в концертном зале им. Я. Свердлова выступали мастера отечественной и зарубежной эстрады. Однако мало кто знает, что здесь, в театре-цирке "Колизей", еще в начале века шли не только спектакли и концерты, но и цирковые представления.

Как известно, театр-цирк "Колизей" являлся самым крупным театральным зданием в дореволюционном Туркестане. Его владелец - Г.М. Цинцадзе - приехал в Ташкент из Тифлиса в 90-х годах прошлого века, и здесь благодаря своей предприимчивости, он вскоре становится содержателем двух гостиниц - "Европы" и "Бе-львю".

Являясь большим поклонником театрального искусства, Цинцадзе еще в 1900 году поднимает вопрос о необходимости строительства ГРАНДИОЗНОГО здания для народных масс, предназначенного и для спектаклей, и для цирковых программ. По его плану, архитектурная форма такого театра должна была быть наподобие древнеримского театра.
Предварительная стоимость строительных работ была определена в 35 тысяч рублей.

Для того, чтобы осуществить свой замысел, Цинцадзе обращается в городскую думу с просьбой выдать ему кредит в 25 тысяч рублей сроком на 10 лет, но получает отказ. Тогда он в 1902 году начинает строить театр на собственные средства и, продав гостиницу "Европа", на вырученные деньги завершает в 1905 году основную часть строительства. Однако из-за недостатка средств лишь в 1913 году удалось закончить постройку здания.

Тем не менее театр-цирк начал функционировать еще задолго до официального открытия. В незавершенном виде он представлял собой не театр-цирк, а полустационарный цирк с железным куполом, предназначенный непосредственно для цирковых представлений. В газетных объявлениях и афишах он так и назывался - "Цирк Цинцадзе".

Первое цирковое представление состоялось здесь в 1905 году - на его арене выступала труппа Назарова. В тот же год ташкентская публика познакомилась с искусством знаменитого клоуна-дрессировщика В. Л. Дурова, гастроли которого вызвали огромный интерес.

Наряду с цирковыми представлениями здание использовалось для показа спектаклей и концертов, которые шли на сцене, примыкавшей к манежу. Начиная с 1910 года в цирке Цинцадзе демонстрировались сеансы "синематографа", в перерывах между которыми выступали фокусники, чревовещатели, факиры, жонглеры и т. д.

Стремясь привлечь внимание антрепренеров к новому зданию, Цинцадзе в 1913 году, незадолго до официального открытия театра-цирка, публикует подробный анонс в журнале "Орган", издававшемся в Варшаве. Отмечая его универсальный характер, он писал, что "все здание и сцена вполне приспособлены для всякого рода зрелищ: оперы, оперетты, драмы, феерии, балета, цирка, кинематографа и т. п."

Манеж, находившийся в центре зрительного зала, с трех сторон окружали места для зрителей - 15 рядов кресел располагались в 4 яруса. С одной стороны к манежу примыкала сцена. В тех случаях, когда она использовалась для спектаклей, кресла устанавливались и в манеже. В общей сложности театр-цирк вмещал около 2500 зрителей. Он имел электрическое освещение.

На крыше здания находилось летнее фойе, куда зрители могли подняться во время антракта. Открытие театра-цирка, получившего название "Колизей", состоялось в декабре 1913 года. Первый сезон здесь игрели театральные труппы. Затем партер был переоборудован в манеж, и в ноябре 1914 года в "Колизее" состоялись первые цирковые представления. Цирковую антрепризу возглавил сам Г. М. Цинцадзе. Для премьеры он пригласил наиболее популярных артистов, гастролировавших в тот период в Туркестанском крае.

Однако цирковым артистам недолго пришлось работать на арене "Колизея" - в 1918 году здание было национализировано, и с тех пор цирковые представления здесь не проводились.

П. ТАШКЕНБАЕВ,
кандидат искусствоведения

Полезные ссылки:
  • Русский Туркестан >>>
  • Гостиницы в Ташкенте >>>
  • Ташкентский железнодорожный вокзал (1899 г.)   >>>
  • Исторические и архитектурные памятники Ташкента >>>
  • Подробнее об истории Ташкента >>>
  • Православные церкви и храмы Ташкента   >>>
  • Рестораны Ташкента >>>
  • Современные памятники Ташкента >>>
  • Театры Ташкента >>>
  • Фотографии Ташкента >>>






  • О компании  |  Контакты  |  Реклама на портале  |  Новости
    OrexCA.com © 2003-2017. Все права защищены
    Разработано креативной группой OrexCA.com
    Лицензия № 037-04, Сертификат № 006550
    Условия использования портала
    ISO 9001:2008

    Наши контакты: e-mail: info@OrexCA.com
    Прямой телефон в Москве: +7 (495) 108 04 32
    Телефон в Алма-Ате: +7 (727) 349 51 61
    Телефон в Ташкенте: (+998 71) 200 96 00
    факс: (+998 71) 230 96 55
    адрес: Ташкент, улица Мукими, 142/1
    Схема проезда