История охоты
Охота в Азербайджане
На протяжении почти всей своей эволюции человек был охотником. Как охотник он научился быть настороженным, уверенным в себе, изобретательным в поисках средств, позволявших ему перехитрить самую осторожную дичь. Он также научился охотиться коллективно и делить добычу. Фактически все физическое и умственное развитие, которое помогло ему выжить, происходило на фоне охоты. Охота была отчасти промыслом, а отчасти религией, отчасти работой, а отчасти удовольствием, даже для человека каменного века.
Тот факт, что охота всегда была для человека чем-то большим, нежели работа, которую необходимо выполнять ради выживания, подтверждается волшебным вдохновением, которым пронизаны наскальные рисунки Гобустана - удивительной картинной галереи, где в тысячах петроглифов запечатлена история этого края. Изображения фигур животных - диких быков, козлов, оленей, львов, а также стилизованные фигуры людей великолепно сочетаются в сценах охоты, рыбной ловли, преследования зверя. Отметим, что ритуальные магические повреждения врезными прямыми линиями рисунков коз и оленей на гобустанских "каменных книгах", сделанные перед охотой, чтобы привлечь удачу, актуальные сегодня: охотники Огузского района Азербайджана вбивают клин в след дикого козла или оленя, полагая, что теперь уж животное не уйдет далеко и станет их добычей.
Если в раннем каменном веке охота и собирательство были главными источниками пищи, то впоследствии их значение уменьшилось. С наступлением "больших перемен" в виде оседлого земледелия люди стали стремиться преобразовывать естественное окружение, а не пытаться жить за его счет. Однако охота все еще занимает значительное место в хозяйстве. Ведется она пешими и всадниками, вооруженными луками, стрелами, копьями, трезубцами, мечами, арканами, на охоте используют собак, хищных птиц, а также различные способы охоты, например, западни, загон.
Символические значение охоты для правителей великих цивилизаций древности становится очевидным, если обратиться к литературе по древней истории и искусству. Просто поразительно, сколько иллюстраций посвящено сценам охоты.
Наиболее показательным фактом этого времени являлось то, что охота была именно спортом, а не примитивным убийством. Например, охотники на кабанов всегда были пешими и имели при себе только копье. Похоже, их главной целью было заставить работать собак, нередко почти таких же больших, как и волки, и перехитрить кабана, загнав его в сеть.
Ярким примером и доказательным подтверждением этого факта могут служить строки бессмертной поэмы величайшего азербайджанского поэта XII века Низами Гянджеви "Семь красавиц", повествующие об охоте и охотничьих традициях во времена правления царя Бахрам-Гура. Бахрам у Низами одарен от природы, он статен, красив, бесстрашен и ловок, искусный наездник и охотник. Он проводит свое время главным образом в охоте на онагров (гуров), за что и получает прозвище Бахрам-Гур. Но он охотится на гуров не столько ради уничтожения их, сколько для того, чтобы уберечь их и тем самым как бы выполнить одно из положений учения суфизма об установлении гармонии между человеком и природой. Ловя онагров (гуров), он ставит на них свое тавро и отпускает на волю, после чего уже никто не имеет права ловить и убивать их.
Существует множество легенд и преданий, литературных описаний охоты шахов и вельмож. Так, шах Аббас гордился своей армией, основу которой составляли охотники. Легенда гласит, что объезжая свои охотничьи угодья, он повстречал незнакомца, выдававшего себя за... шаха Аббаса. Мудрый шах попросил у самозванца позволения поохотиться сообща. Во время охоты тот показал себя столь метким стрелком, ловким и незаурядным мастером, что восхищенный шах Аббас, преподнес лжеправителю свой именной лук.
Несмотря на то, что в дальнейшем оружие охотников кардинальным образом изменилось, суть охоты осталась прежней: о настоящем спорте не может быть и речи, если животные лишаются всякой возможности ускользнуть, если в охоте не участвуют собаки и если охотник не подвергается хотя бы теоретически какому-то риску.
И этому тоже находится подтверждение в первом прозаическом произведении XI века - "Кабус-наме". Автор создал книгу для воспитания своего сына Гиланшаха - собрание этических поучений ("44 главы"), в которой методам, видам и способам охоты, а также своеобразному "кодексу чести охотника" отводилось немалое место. Охота в средние века была неотъемлемой составляющей общего процесса воспитания юноши из высшего сословия. Охота регламентировалась сводом определенных нравственных норм и моральных запретов.
В средние века на Востоке высоко ценилась соколиная охота (или охота с ловчим соколом) - прекрасный пример убежденности в том, что важен именно охотничий азарт, страсть, а не кровопролитие: в соколиной охоте хищная птица иногда отпускает свою добычу невредимой, после того как прижмет ее к земле. Сначала соколиная охота была доступна всем, но затем она стала привилегией высших классов. Сокол стал символом общественного статуса, так же как и другие хищные ловчие птицы: коршуны, ястребы, сапсаны, беркуты.
Сцены соколиной охоты нашли отражение в тончайших миниатюрах и керамике Азербайджана; Бейлаганская керамика донесла до нас сцены охоты с ручным барсом (леопардом). Очень выразительна Сефевидская миниатюра Султана Мухаммеда с изображением загонной охоты.
Традиционное искусство ковроткачества Ширванской, Гарабагской школы также отразило в своих тематических коврах сюжеты охоты. Яркая цветовая гамма, стилизованные фигуры охотников и зверей, прекрасное композиционное воплощение - все это отличает ковры "Овчулуг" (Охотничий).
Любовь аристократов и высшей знати к соколиной охоте на смогла предотвратить ее упадка, который ускорялся по мере того, как распахивалось все больше и больше земель и стали распространяться ружейная охота и охрана дичи. Промышленная революция и рост городов тоже отрицательно сказались на охоте с ловчими птицами, потому исчезла возможность неограниченно пользоваться свободными от освоения землями, превратившимися в парки.
Эпоха огнестрельного оружия открыла новую страницу в истории охоты, и сегодня охота с ружьями различных типов преобладает над иными видами ловли диких зверей в Азербайджане.