Фольклор казахского народа

О казахской культуре и национальных традициях

Шайтан - сатана. Злой дух. Относится к категории джиннов. Не прирученный шаманом шайтан, вселяясь в человека, всячески вредит ему, и, как правило, лишает разума. Существовало поверье, что шайтан ужасно боится верблюдиц во время окота. То же самое относится и к ежам. Поэтому иголки ежей подкладывали под голову рожениц и подвешивали к детской колыбели. Примечательно, что волосы русского человека, тоже обладали магической силой и также отпугивали шайтанов. Ыбылыс - тот же шайтан и еще один известный представитель из категории джиннов. Получил распространение вместе с мусульманской мифологией.

Жебрейил периште и Азрейил периште - ангелы из мусульманской мифологии. Согласно известной легенде, именно Жебрейил передал пророку Мухаммаду текст священного Корана. Азрейил - ангел, спускающийся с небес за душами усопших. Казахи искренне верили в то, что если резко обернуться через правое плечо, то можно узреть Жебрейила, а если через левое, - то самого Азрейила. В народных сказках они часто вдвоем приходят за душой умершего.

(Рассказал Жусип Касымов)
Близ Акмечети (ныне Кызылорда) возле третьего красного дома (почтовая станция или ямб) есть озеро Бирказан. Вот мимо этого самого озера, как-то вечером ехали два джигита верхом на лошадях. Вдруг, на другой стороне дороги, они увидели двух девушек, которые несли на своих спинах связки дров.

Спустя некоторое время эти девушки вошли в тугай и, разжигая то там, то тут огонь, стали звать парней, обращаясь к ним по именам. При этом они часто повторяли, что тут находится нужный им аул. Джигиты задумались: - "Как же это так, мы ведь только недавно выехали из дома, откуда здесь может быть наш аул?" После этого, догадавшись, что их зовут шайтаны, они поспешили повернуть головы своих лошадей прочь от тугайных лесов. С наступлением ночи же они благополучно добрались до Акмечети. Однажды вечером, двое казахов торопливо двигались по дороге, чтобы успеть добраться к ночи до ближайшего аула. Но как они ни спешили, впереди не было ничего, и они решили заночевать в степи. А когда путники остановились, чтобы развести костер, им на глаза попались мерцающие вдали огни. Тогда они обрадовались и снова пустились в путь. Вскоре, приблизившись, казахи вышли на множество установленных юрт. Заметив их, навстречу путникам двинулись четыре джигита и помогли им спешиться с коней. Потом их пригласили -в дом, где гости принялись рассматривать богатое внутреннее убранство юрты и пришли в полный восторг. В этот момент те четыре джигита, что встретили их, принесли огромное блюдо с пловом и со словами: - "Кушайте, не произнеся вслух того, что хотите сказать", положили угощение перед ними. Казахи же, по-при-вычке, проговорили: - "Бисмилла" и сунули руки в пищу. В тот же миг пальцы джигитов оказались вовсе не в плове, а запачкались в коровьей лепешке. Тогда казахи, догадавшись, что это были шайтаны, вскочили на лошадей и поскакали прочь. Шайтаны же бросились за ними в погоню и до самого утра, наседая со всех сторон,всячески изводили.Едва же показалось солнце, как шайтаны тут же исчезли.

Такие шайтаны считаются связанными братскими узами и происходят от одного прародителя. Они окружают человека, шумят, изводят всячески, но никакого особого вреда не могут нанести.

Мусулман-пери. Все пери делятся на добрых и злых. Первые помогают людям и посещают их, когда нужно направить их на истинный путь, а вторые - всячески досаждают. Например, появившись ночью, хватают за горло и душат человека, а когда тот пытается убежать, цепляются за ноги. Единственный способ защититься от злых пери - это молиться и повторять аяты из Корана. Пери умеют перевоплощаться в конкретного человека и выдавать себя за него.

Шильтен, кырык шильтен - духи-чудотворцы. Название происходит от таджикского слова "чильтан"-сорок человек. Казахи к нему добавили приставку "кырык", что в переводе означает то же число - сорок. Шильтены существовали в таджикско-персидской мифологии задолго до принятия ислама, но на казахскую землю пришли, уже успев адаптироваться в новой религии. У казахов было распространено представление, что шильтены живут на далеком острове посреди моря, куда доступ людям закрыт. По другой версии - шильтены днем живут в мечетях, а ночью обитают на кладбищах. Надо особо отметить, что шильтены в понимании казахов, в отличие от таджиков, не способны причинить зла. Они никогда не крадут младенцев и не угоняют скот. Шильтенов часто призывали на помощь казахские баксы во время камлания.

Сулеймен - правитель подводного мира. В мусульманской мифологии сын Дауда. Соответствует библейскому Соломону. Казахи считали, что Сулеймен патша (царь) понимал язык животных и птиц. Служил примером смирения перед Аллахом. Причина того, почему он трансформировался в правителя подводного мира, пока неясна. С его появлением почти "на нет" сошло исконно казахское название водяного - "уббе". Кыдыр ата, Кыдыр аулие или просто Кыдыр - популярный мусульманский мифический персонаж, существовавший еще до появления ислама на Ближнем Востоке. В представлении казахов - это благочестивый старец, одаривающий изобилием и счастьем тех, кто воочию увидел его. Имеет длинную седую бороду и всегда одевается во все белое. Во время святого месяца рамадана (оразы), в ночь святого Кыдыра (Кыдыр туни) его ожидали в каждом доме за праздничным дастарханом. В народе до сих пор существует поговорка: "Кырыктын бири - Кыдыр", которую можно примерно перевести как "Один из сорока - возможно, и есть сам Кыдыр".

Жын - джинн. Это слово арабского происхождения. Распространившись вместе с исламом, оно сменило прежнее понятие - "аруах", которое в свою очередь уходит корнями в таджикско-персидскую мифологию (арвохи у таджиков - это духи предков). Причем понятие "аруах" вовсе не исчезло, наоборот, их (духов предков), стали еще больше почитать. Следует особо отметить то обстоятельство, что понятие "джинн" казахи толковали очень широко. С одной стороны под ним подразумевалась целая категория джиннов, с другой же - джиннами считали и некоторых из мифических существ, о которых шел рассказ в прошлом номере: например, кара албасты или дэв. Считается, что те джинны, которые приручены каким-нибудь баксы, могут принимать любую форму и выполнять приказы своего хозяина.

(Рассказал Ергали Касымов)
В одном медресе учились два мальчика-казаха. Как-то вечером один из них отправился совершить намаз, а другой остался в комнате, чтобы повторить пройденный урок. Когда тот мальчик, что не пошел совершать намаз, повторил третью часть пройденного урока, товарищ его вернулся и уселся рядом. Тогда друг его спросил: - "Надеюсь, учитель не сильно расстроился тому, что я пропустил вечерний намаз?". "Знаешь, - ответил ему тот, - я сам не досидел до окончания намаза и поэтому не знаю, расстроился учитель или нет". Тогда первый мальчик сказал: - "Коли так, то давай я вслух почитаю домашнее задание нашего учителя". "Ладно," - согласился на это его товарищ.

Пока мальчик старательно читал, его друг внимательно вслушивался в каждое слово и где нужно поправлял. При этом, чем больше читал мальчик, тем меньше становился его друг, пока не стал совсем малюсеньким и не исчез вовсе. Первый мальчик был настолько поражен этим, что сильно растерялся. В этот момент в комнату снова вошел его друг, что ушел незадолго до того к учителю. Выслушав все, что рассказал ему товарищ, тот тоже очень удивился, после чего они решили пойти к своему учителю. Когда напуганные мальчики поведали ему о произошедшем, тот сказал им: - "Это был мусулман-пери. Не бойтесь его, он никогда не причиняет зла людям. Просто иной раз он старается поддержать в вере правоверного. Вот и все". Так учитель успокоил своих учеников.