Мавзолей Арыстан-баба
Мавзолей Арыстан-Баба: исторические архитектурные памятники Казахстана
В 150 километрах г. Шымкента, недалеко от городища Отрар находится мавзолей проповедника Ислама, религиозного мистика, жившего в XII веке, учителя и духовного наставника Х.А.Яссави, Арыстан-баба (памятник архитектуры XIV в.).
Как говорится в легенде, по распоряжению Амира Тимура над могилой Ходжа Ахмеда Яссави началось строительство мечети (1338-1405). Все попытки возвести стены терпели неудачу по вине внезапно появлявшегося зеленого быка, который все разрушал. Явившийся во сне Тимуру святой сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-баба, а затем над могилой Х.А.Яссави. Что Тимур и сделал. Поэтому паломники первым посещают мавзолей Арыстан-баба, а потом мавзолей Х.А.Яссави.
Первая перестройка мавзолея относится к XIV-XV вв. От этой постройки сохранились резные деревянные колонны айвана. В XVIII веке на месте древнего мазара, разрушенного землетрясением, было построено двухкупольное сооружение с айваном, опирающимся на 2 резные деревянные колонны. Здание XVIII века разрушилось и в 1909 г. было отстроено заново, о чем гласит надпись на одном из картушей фриза.
В 1971 г. из-за высокого уровня грунтовых вод, приведших ее к аварийному состоянию, мечеть была снесена и отстроена заново. Здание построено из жженого кирпича на алебастровом растворе, в лицевой кладке стен. Представляет собой тип многокамерного мемориального комплекса поперечно-осевой композиции многофункционального назначения.
Комплекс формировался путем пристроек к первоначальному помещению усыпальницы, где захоронен проповедник ислама Арыстан-баб, второго помещения - гурханы - для последователей его религиозного учения, в левом крыле и мечети со вспомогательными помещениями в правом. Эти два функциональных объема объединены общей фронтальной стеной главного фасада с глубоким портальным помещением в центре, перекрытым стрельчатым сводом.
В мавзолее под стеклом представлен Коран - великолепный образец средневекового каллиграфического искусства.