Секреты Казыгурта
Казыгурт – Священный Курган или Колыбель человечества
Казыгурт – это горный массив, расположенный между Шымкентом и Ташкентом. Он не перестает привлекать к себе внимание, и с каждым новым научным открытием или возникновением в этом месте того или иного явления интерес к нему все возрастет.
Внешне горный массив представляет собой две возвышенности, замкнутые между собой седловиной. От города Шымкента, административного центра Южного Казахстана, ехать до него по трассе всего 40 километров.
Гора Казыгурт имеет сакраментальное значение для народов Центральной Азии. Описанная в дореволюционное время В. Массальским, она получила название Туркестанского Арарата.
Несмотря на свою незначительную высоту по сравнению с другими горами, у Казыгурта громкая легенда, описанная А. Диваевым свыше ста лет назад. Согласно этой легенде, Казыгурт был выше всех гор Вселенной. Во время всемирного потопа, когда весь мир скрылся под водой, вершина Казыгурта осталась незатопленной. К ней и причалил Ноев ковчег. Это только одна из самых распространенных легенд.
Сегодня символический Ноев ковчег, созданный современными художниками из дерева и металла, установлен на вершине горы, с которой издалека по трассе «Шымкент-Ташкент-Самара» виден «летучий» корабль. В ночное время он подсвечивается огнями. Проезжая мимо Казыгурта, нельзя не остановиться, чтобы не подняться к по удобным ступенькам, выложенным из песчаника, к причалившему на вершине судну. Тем, кто поднялся, с высоты откроется удивительный живописный вид на цветущие всеми красками природы степи и величавые белоснежно-синие горы, которые со всех сторон опоясывают панораму среднеазиатского пространства.
Но эта впечатляющая картина и не менее удивляющая легенда о Всемирном потопе - далеко не все достопримечательности Казыгурта.
Здесь сохранилось много памятников культовой архитектуры. И паломники со всего мира приезжают сюда посетить располагающиеся, как у подножья, так и на горе, святые места Ак- бура, Тамшы бастау, Кеме калган, могилу Казыгурт-ата. В маршруты туристов включаются знакомства с пещерной мечетью, сталактитовым подземельем, мазарами Шелтир-ата, Ангир-ата, Оспан-ата. В этих местах расположено и погребение интересной архитектурной формы, принадлежащее знаменитому мудрецу и проповеднику Средней Азии Кошкар-ате. Праведностью жизни своей, почитанием культа предков, мудростью и желанием помочь людям заслужил Кошкар-ата себе на века славу и уважение. Даже появление родниковой реки Кошкар-ата в Шымкенте связывают с чудодейственными силами этого старца. Последние перечисления имеют отношение к распространению на юге Казахстана исламской религии. А вот вышеназванная легенда о Ноевом ковчеге находит частичное подтверждение тому, что в этих краях существовала и христианская религия. Она присутствует здесь даже в таких памятниках, как мазар Мариам-биби, отождествляемой с Девой Марией. Можно упомянуть и мавзолей Жабраил-ата. Этот агионим созвучен с именем Архангела Гавриила.
В этих примерах находят отражение появление в этих местах христианской религии и исламской религии. Но вот что значит последняя находка ученых?
В 2002 году археологический отряд Южно-Казахстанского Государственного Университета в рамках программы по историческому и этнокультурному исследованию проводил археологическую разведку юго-западной вершины и седловины Казыгурта. Как говорит местный ученый Бауыржан Байтанаев, одной из причин тщательного изучения вершины явилось то, что среди краеведов – дилетантов ходили разговоры о казыгурском кресте, обнаруженном не ранее 80-х годов 20 века. Существуют разные толкования его появления. По мнению одних из них, крест называют ритуальным сооружением последователей пророка Заратуштры. Якобы здесь у памятника клали умерших людей на съедение животным и птицам, а во время ритуальных праздников по четырем конечностям креста и по его окружности зажигали огни.
«Непонятно, о каком ритуале велась речь, пишет в своих исследованиях Байтанаев. - Подобный ритуал зороастризм не знал. Более того, зороастризм исключает присутствие огня при погребальном обряде, в нем лежит принцип предохранения огненной стихии от осквернения».
Сегодня крест тщательно изучается. Первое, на что обратили внимание археологи, это точные размеры креста и кольцевых выкладок. Объект представляет равноконечный крест шириной 4 метра и длиной с одного конца на другой 32 метра. Крест окружают два ряда кольцевых выкладок. Внешняя сторона – 100 метров, внутренняя 80 метров в диаметре. Памятник выложен из камней от 25 до 80 сантиметров. По убеждению исследователей, устроители памятника использовали точное приспособление или прибор, но не циркуль или канат, потому что круг тогда вышел бы эллипсом. А значит, крест не мог появиться в средние века. Во всяком случае, его бы хоть кто-то обнаружил ранее.
Ученых серьезно настораживает тот факт, что все камни лежат буквально на поверхности, они не вкопаны, они не обросли травой и землей. Это заставляет задуматься над тем, что памятник появился сравнительно недавно. Но кто мог его создать? Существует гипотеза, согласно которой в 1926 году на Казыгурте в течение 20 дней был Георгий Шенерер, приехавший в эти места из Германии. Был ли этот человек первооткрывателем данного памятника или выложил его сам? Тогда для чего? Пока это загадка.
Тайнами остаются и другие странные вещи, связанные с Казыгуртом – его лечебные воды, исцеляющие пещеры, удивительные легенды, каменные животные, выложенные самой природой, кости динозавра, найденные ученым А.Грищенко и хранящиеся ныне в государственном музее истории Республики Казахстан. И еще много здесь необычного и порой необъяснимого. И странно, что все это находится и происходит в столь небольшой по размерам территории, расположенной на одном из самых красивейших ландшафтов Казахстана.