Мифы и легенды Кыргызстана
Устное народное творчество
Устно-поэтическое творчество кыргызов уходит своими корнями в прошлое, о чем свидетельствуют сохранившиеся до наших дней оригинальные песни, былины, легенды, сказки, пословицы и поговорки. В устном творчестве отражается быт народа, его традиции, история и культура. Процесс восприятия действительности непосредственно связан с процессом творчества, отображая действительность тех дней. Разнообразны жанры кыргызского фольклора.
Мифы и легенды - близко соприкасающиеся жанры фольклора. Этот вид народного творчества отражает стремление народа сделать окружающий мир более простым и понятным, найти причины, объясняющие природные явления. Они связаны с древними представлениями о сотворении мира, живой и неживой природы, звезд и так далее. В поэтической форме повествуют о происхождении названий созвездий, племён и родов, населённых пунктов и местностей, зачастую связывая их с названиями мифических или священных животных. Мы используем эти названия зачастую не подозревая об их происхождении. По одной из легенд род "кыргыз" произошел от сорока девушек (кырк - сорок, кыз - девушка), род Бугу - связывают с оленем, Чолпон-Ата - покровитель овец, Джеты-Огуз - семь быков.
Так же неотъемлемой частью устного народного творчества являются сказки, где в иносказательной форме воспроизводятся реальная жизнь и мечты народа. Стремление к лучшей жизни воплощается в волшебных сказках. Бытовые сказки повествуют о событиях повседневной жизни, где человек благодаря своему уму и трудолюбию выходит победителем. Сказки про животных - как отражение тотемистских представлений о жизни, животные наделялись силой или другими сверхъестественными качествами.
Эпос "Манас" - золотая сокровищница народной мысли, в которой отразился более чем трёхтысячелетний опыт истории и духовной жизни кыргызов. По жанровым признакам эпос "Манас" следует относить к героическим эпосам. Однако, по охвату событий, объёму повествования, он выходит далеко за традиционные жанровые рамки. Содержание "Манаса" намного масштабней и глубже обычных песен о подвигах народных героев. Значительное место в эпосе занимают сцены военных столкновений. Это противостояние нашествию внешних врагов; ссоры с соседними племенами и народами за территории, перерастающие иногда в кровопролитные сражения; борьба за возвращение родных земель и обретение независимости; внешние военные походы кыргызов с целью упреждения угрозы военного вторжения; военная помощь дружественным племенам и соседним народам в их борьбе с общим внешним врагом.
В "Манасе" особо подчеркиваются богатырские качества героев, оцениваются их воинское умение и доблесть. Участие в военных походах, защита своего народа от врагов являлись по эпосу исполнением долга каждого мужчины. Но и роль женщин не ограничивалась только ведением домашнего хозяйства, женщины не раз принимали непосредственное участие в сражениях, оказывали богатырям помощь, а в трудные минуты поддерживали их своими советами и наставлениями. В содержание эпоса вошли также реальные многоплановые события мирной жизни народа, которые получили особое художественное отражение. Изображение мирной жизни содержит описание практически всех народных обычаев и традиций, начиная от устройства жилища, приготовления пищи, одежды, военного снаряжения, ухода за скотом, проведения семейно-бытовых праздников, и кончая похоронными причитаниями и погребальными обычаями. Эти сцены органично вплетены в сюжет эпоса, имеют свою художественную логику и эстетику.
Сведения, содержащиеся в "Манасе", дают возможность отчётливо увидеть диалектику народного духа, конкретные исторические условия формирования различных народных представлений о дружбе и родстве, отношениях с врагами, о воинской доблести и отваге, долге и чести. Всё это имеет неоценимое значение для восстановления истории народа, его философии и мировоззрения. Центральным стержнем сюжета является эпическая биография Манаса. Вокруг неё строятся все сюжетные линии, вобравшие художественный опыт самых различных исторических периодов, начиная от древнего этапа мифотворчества и заканчивая историческими преданиями периода XVIII-XIX вв. В настоящее время науке известно 35 записанных вариантов эпоса "Манас". Их общий объем превышает миллион стихотворных строк. Особая заслуга в сохранении и передаче этого духовного наследия принадлежит сказителям эпоса - манасчи. В творчестве манасчи сочетаются традиционность и импровизация. Они доносили до слушателей в обновленном виде огромный пласт народной памяти, его историю и духовный опыт освоения мира. Исполнение "Манаса" от начала до конца практически было невозможно для одного сказителя. Поэтому, как правило, эпос передавался отдельными крупными повествовательными блоками, охватывающими основные события эпоса. Значение "Манаса" для современной истории Кыргызстана обусловлено тем, что народ именно в нем видит источник возрождения идеологической опоры общества. Важнейшие общечеловеческие и национальные ценности были сформулированы в виде семи заветов Манаса.