Традиции на рождение ребенка в Кыргызстане
Беременность
Кыргызские традиции на рождение ребенка предусматривали очень трепетное отношение к будущей матери и младенцу.
Еще задолго до родов беременную женщину начинали тщательно оберегать. В далекие времена, когда кыргызы вели кочевой образ жизни, детская смертность не была редкостью, а потому будущую маму пытались защитить от нечистой силы с помощью специальных амулетов «тумар».
Роды
Роды всегда проходили в женской половине юрты, где день и ночь горел огонь, чтобы отпугнуть злых духов. С приближением родов мужчины и дети выходили из дома, а ведущую роль занимала повивальная бабка «киндик-эне».
Если роженице не хватало сил, то на помощь звали ее мужа. Обхватив жену сзади, он начинал давить ей на живот сверху вниз.
Трудные роды кыргызы объясняли немилостью богини Умай (покровительница рожениц и младенцев) и вмешательством злого духа «албарсты», который по преданию пожирал младенцев.
После рождения ребенка повитуха подливала масло в огонь и благодарила богиню Умай.
Ритуалы и обычаи после рождения
Радостное известие о рождении ребенка в Кыргызстане, которое называется «суйунчу», разлеталось по всем родственникам и соседям. За эту новость дарили подарки. А тому, кто одним из первых хотел посмотреть на младенца было положено заплатить деньги «корундук».
Соблюдая кыргызские традиции на рождение ребенка, прежде чем дать младенцу имя «ат койуу», его предварительно тщательно осматривали и уделяли большое внимание каким-то характерным чертам. После этого родители жениха или уважаемый аксакал произносили имя новорожденного.
Кыргызы верили, что имя имеет огромную силу в предопределении судьбы. Нарекая младенца, к примеру Умутом (надежда) или Саламатом (здоровье), они тем самым старались «запрограммировать» его на счастливое будущее.
Женщинам, по обычаю, запрещалось давать имя ребенку.
Запреты в отношении младенца
Запрет 1: Чтобы ребенок не вырос ленивым и капризным, его нельзя было целовать в пятки.
Запрет 2: Запрещалось называть его точный возраст, чтобы оградить от сглаза и порчи.
Запрет 3: После наступления темноты нельзя было окликать ребенка настоящим именем. Считалось, что его может услышать злой дух «албарсты».
Запрет 4: Нельзя щекотать новорожденного, иначе он будет плакать всю ночь.
Запрет 5: Кыргызы считали, что в темное время суток одежды младенца могут коснуться злые духи, и потому ее всегда аккуратно убирали.
Запрет 6: Чтобы предотвратить сглаз и порчу, ребенку не выказывали слишком большую любовь.
Также плохой приметой считалось взвешивать ребенка, измерять его рост и говорить, что он красивый.
Бешик (колыбель)
Спустя ровно 40 дней со дня рождения, младенца укладывали в колыбель «бешик». По традиции это делала пожилая женщина, прося у богини Умай даровать новорожденному долгих лет жизни и здоровья.
По кыргызским традициям на рождение ребенка, прежде чем уложить младенца в «бешик», его обязательно омывали теплой водой из 40 ложек «кырк кашык сууга киринту», подстригали первые волосы «карын чач» и снимали с него первую рубашку «ит койнок» (собачья рубашка). Такое название рубашка получила, потому что сначала ее надевали на собаку. Это делалось для того, чтобы все горести и сглазы, предназначенные для новорожденного, перешли на животное.
Далее, малыша переодевали в новую рубашку «кырк койнок», сшитую из 40 лоскутов разной материи, которые заранее просили у соседских многодетных семей, а также у стариков, чтобы жизнь родившегося была долгой.
В этот день обязательно соблюдался еще один кыргызский обычай - пеклись обрядовые 40 лепешек на масле «май токоч» или блины «кырк челпек», а затем ими угощали 40 детей.
Первые шаги и Тушоо кесуу (перерезание пут)
«Тушоо кесуу» - это древняя семейная традиция кыргызов, которая соблюдается по сей день.
Этот обряд проводят когда ребенку исполняется один год, и он старается сделать первые шаги.
«Тушоо кесуу» начинается утром: ребенка ставят около юрты, а его ножки опутывают веревкой, которая свита из шерсти барана (2 скрученные нити, белая и черная, как символ Добра и Зла). Далее, с противоположной стороны навстречу ребенку начинают бежать дети в возрасте от 8 до 12 лет. Тот, кто прибежит первым и перережет веревку, получает достойный подарок и нож, который был приготовлен для церемонии. По желанию гостей и участников мероприятия забег мог повторяться несколько раз.
Кыргызы верят, что соблюдение этого обряда поможет ребенку уверенно стоять на ногах, а его дальнейшая жизнь будет радостной и счастливой.
Суннот Той (праздник в честь обрезания мальчика)
Следуя традициям, кыргызы проводят обряд «суннот той», который является обязательным условием для каждого мусульманина. Обрезание делают чаще всего в возрасте 3-5-7 лет (очень важно, чтобы число было нечетным).
«Суннот той» - это большой праздник для всей семьи. В этот день обязательно режут барана, накрывают стол и приглашают гостей.
Ранее этот обряд проводил исключительно мулла. На сегодняшний день большинство родителей предпочитают обратиться в медучереждение.
Кыргызские ритуалы от бесплодия
Кыргызки, если долго не получалось родить ребенка, крали одежду у многодетной матери и надевали ее на себя.
Если бездетная женщина попадала на торжество по случаю рождения ребенка, ее специально начинали обижать. Считалось, что чем сильнее она обидится, тем быстрее наступит долгожданная беременность.
Если долго не было детей, супруги меняли место жительства.
Бесплодные женщины доедали еду за многодетными матерями или же ели яйца черепахи.
Ходили вокруг казана, в котором варили сумалок (весеннее праздничное блюдо тюркских и иранских народов, которое готовится из пророщенных зерен пшеницы),
Интересные факты
В первый день после родов роженицу поили кипяченым молоком, на второй и на третий давали чай и кашу. На четвертый день муж резал барана и кормил супругу насыщенным мясным обедом «калжа».
Вера в возможность обмануть злых духов и защитить ребенка была очень сильной, поэтому кыргызы совершали обряд «мнимой кражи» или же временно передавали дитя другим людям, которых подыскивали до родов.
Если в семье рано умирали именно мальчики, то вновь родившегося одевали в наряд девочки, нарекали его женским именем, заплетали косички и т.д.
Если же рождались только девочки, то последнюю специально называли таким именем, после которого в семье появлялась надежда, что следующим ребенком непременно будет мальчик. Девочку могли назвать, к примеру, Уулболсун (пусть родится сын).
На сегодняшний день традиции на рождение ребенка в Кыргызстане сохранили свою самобытность и яркость, хотя некоторые из них были упрощены или вовсе утрачены.