Аджина-Теппа, окрестности Курган-Тюбе
Аджина-Теппа - один из самых известных буддийских монастырей на территории Средней Азии. Он был построен в VII веке в долине реки Вахш, которая, сливаясь с рекой Пяндж, дает начало великой реке Аму-Дарья (древний Оке). Памятник расположен в 12,5 км восточнее современного города Бохтар (бывший Курган-Тюбе) Известный археолог А.Беленицкий положил начало археологическому изучению Вахшской долины. В 1947 году он обследовал группу очень интересных памятников, обратив особое внимание на географию Хутталя. В средние века Вахшская долина входила в его состав. С 1953 года Отдел археологии и нумизматики Института истории, археологии и этнографии Академии наук Таджикистана под руководством Б.А.Литвинского начинает широкие систематические исследования Вахшской долины. В результате исследования было открыто более 100 стоянок каменного века (А. Окладников, В.Ранов), памятники вахшской культуры эпохи бронзы (Л. Пьянкова), а древняя ирригация изучалась Т.Зеймаль. Древние магистральные каналы, длиной до 100 км орошали плодородные земли Вахшской долины.
Археологи не обошли вниманием и многочисленные памятники античного времени (IV-III вв. до н.э.), где ранние культурные слои перекрывали свидетельства жизни в кушанское время (I в.до н.э. -IV в. н.э.). В числе раннесредневековых памятников огромное городище Кафыр-Кала, в одном из залов которого сохранились остатки настенной росписи. В последующие столетия до монгольского нашествия жизнь продолжала бурно развиваться в Вахшской долине. С конца XI в. до начала XIII в. действовал монетный двор "Вахш", где чеканились золотые и серебряные монеты (исследования Е.Давидович). После монгольского погрома жизнь в Вахшской долине возрождается. В XV в. среди монет вновь появляются монеты двора "Вахш". После ремонта возобновляют работу некоторые оросительные системы. Этот краткий исторический очерк привел нас к Аджина-Теппа, которая была обнаружена в 1959 г. Во время археологической разведки археологи обратили внимание на небольшой холм необычной планировки. Первые пробные раскопки (два шурфа) были проведены в 1960 г. С 1961 г. Аджина-Теппа становится главным объектом работ Южно-Таджикского археологического отряда (начальник Б.А.Литвинский). Необходимо отметить, что монастырь находился в достаточно обжитом районе, недалеко от оросительного канала Кафыр.
Ниже по течению канала, примерно в одном километре, находились небольшой город (городище Чоргул-Теппа, площадь 230x230 м) и примыкавшая к нему сельская округа. Археологические работы на Аджина-Теппа были завершены в 1966 г. В результате работ было расчищено примерно две трети помещений, что дало возможность представить не только планировку комплекса построек, но и определить их назначение и время существования, и наконец, его историю. В разных частях здания были обнаружены остатки живописи и скульптуры. Кропотливый труд археологов и реставраторов позволил возродить из развалин единый ансамбль жилых и культурных помещений буддийского монастыря Аджина-Теппа. Раскопки проводились большим коллективом сотрудников Отдела археологии и нумизматики Института истории, археологии и этнографии Академии наук Таджикистана под руководством Б.А.Литвинского, его заместителя Т.Зеймаль, археологами Т.Атахановым, А.Бабаевым, А.Юсуповым, В.Соловьевым и др. Большое количество найденных скульптур и живописи было сохранено реставраторами Государственного Эрмитажа ( руководители П.И.Костров, М.П.Винокурова). В реставрационную группу входили Н.Ростовцев, В.Соколовский, Г.Тер-Оганьян и Р.Цыпина. Некоторые сюжеты и образы настенных росписей Пенджикента дают основание говорить о том, что сюда проникли разновидности индийского брахманизма в сочетании с местными культами разного толка. В трудах средневековых арабских, китайских и персидских историков довольно часто встречаются упоминания о храмах огня, храмах идолов и династических храмах предков.
Среди памятников, открытых в Средней Азии, культовые сооружения по их религиозной принадлежности делятся исследователями на три группы:
1. Буддийские храмы и монастыри.
2. Христианская церковь.
3. Храмы огня, маздеисткие святилища, династические храмы предков, храмы идолов и т.д.
В доисламской архитектуре Средней Азии памятники третьей группы количественно преобладают. На втором месте буддийские храмы и монастыри. Одним из самых известных среди них, благодаря скурпулезно проведенному исследованию, является монастырь Аджина-Теппа (своё название "Чёртов холм" он получил от названия холма, в котором был найден).
А теперь познакомимся с самим памятником. Аджина-Теппа.В результате раскопок было установлено, что здание делилось на две части, при этом каждая из половин имела разные функции: монастырь (вихарва) и храм-святилище (сингахарама). Монастырская половина вихарва занимала юго-восточную часть здания. Его основа: четырехайванно-дворовая планировка, площадь двора 19x19 м. В середине каждой стороны этого квадрата находится сводчатый айван (помещение с тремя стенами, обращенное открытой стороной во двор). В задней стене айванов были проходы, соединяющие их с квадратной (или подквадратной) камерой-капеллой. Эти парные помещения являются осью симметрии каждой из сторон квадрата и расположены симметрично по отношению друг к другу. Сюда же выходили проемы, расположенные у углов двора, по два на каждой стороне, которые соединяли двор непосредственно с коридорами. Наружное обрамление двора за коридорами и айванами состояло из цепочки квадратных купольных келий монастырского общежития, расположенных по сторонам храма святилища и вестибюля за входом. Храмовая половина (сангхарама) занимает северо-западную часть здания. Ее квадратный двор намного просторнее монастырского (30x30 м). В центре двора находилась крестообразная ступа, вероятно, двухярусная (верхняя часть разрушена), где должен был находиться куполообразный выступ с камерой внутри для хранения священных реликвий. С четырех сторон к ней вели лестницы. Как и в монастырской половине, двор окружали четыре сводчатых айвана. Юго-восточный айван соединял храмовую половину с монастырем через проходной вестибюль. За остальными тремя айванами расположены небольшие квадратные купольные камеры-капеллы с суфами, площадками для статуй в каждой, кроме той, где был вход. Из семи камер-капелл только в помещениях № XXX и XXXIII стояли миниатюрные ступы. В угловом северо-восточном коридоре (XXIII) на высоком постаменте была обнаруженаскульптура лежащей фигуры "Будда в нирване"(наивысший религиозный экстаз, к которому стремится буддист) в традиционной позе спящего льва. Фигура выполнена из глины (длина 12,85 м). Храмовую часть монастыря украшало множество раскрашенных глиняных скульптур - изображений персонажей многоликого буддийского пантеона. При раскопках были также обнаружены голова Будды (1/3 натуральной величины), головы бодисатв, головы различных божеств и монах.
В монастыре находилось большое количество скульптур, представляющих воина Мара, представителей знати, аскетов, демонические существа и чудовища. Среди них много подлинных шедевров буддийского искусства Средней Азии, отмеченных традициями культуры Гандхары (I в. до н.э. - III в. н.э.) и Гуптов (V-VIII вв.). Что касается найденной живописи, до нас дошли только ее фрагменты, по которым не всегда можно восстановить сюжет. Установлено, что стены коридоров были покрыты росписью. Наиболее интересные - сцены проповеди Будды (коридор XXII, святилище XXXII, роспись двора со ступой), подношения даров (на стене прохода в святилище XXXI). Роспись сводов состояла из тысячи мелких изображений сидящих Будд. Есть фрагменты с изображением светской жизни. Сюжетные сцены дополняли орнаментальные мотивы (цветы, лотос, животные, птицы и т.д.). Священную церемонию буддистов, которая проходила в монастыре Аджина-Теппа, красочно описал Б.А. Литвинский. Торжественная процессия паломников-буддистов собиралась во дворе храмовой половины, "... где высился мощный массив ступы. С четырех сторон двухмаршевые лестницы с перилами круто поднимались вверх к подножью полусферы. А если поднять глаза выше, то можно увидеть семь зонтиков навершия ступы. Монахи и верующие миряне совершали вокруг ступы ритуальный обход, а также различные пожертвования. Ступа, самая священная часть монастыря, поэтому она и украшалась иначе... После обряда прадакшина, процессия совершала обход помещений ограды... Помещения были освещены слабо. Узкие снопы света, проникающие из проемов, рассеивались, верхняя часть Г-образных коридоров, как и их стены, утопали в полумраке. Группы молящихся несли светильники, много светильников, и их колеблющееся пламя создавало причудливую подсветку, выхватывая из глубины детали росписей, которые сверху донизу покрывали стены коридоров. Это были крупные медальоны с изображением Будды, их окружали другие, меньшего размера, изображения. А на стене, противоположной двору, перед нами проходила история духовной жизни Будды, но не в виде последовательных картин, а словно вереница отдельных кадров - это скульптурные изображения сидящих Будд в нишах". (ЛитвинскийБ.А., ЗеймальТ.И., 1971.-С. 134).
Какое место монастырь Аджина-Теппа занимает в истории буддизма Центральной Азии?
Общий принцип планировки строения определяется квадратным двором (удвоенном за счет двух частей единого здания). Двор окружают кельи монастырского общежития и камеры-капеллы. Данная плановая схема буддийского монастыря "вихарва" была воплощена в пещерах и наземных сооружениях Центральной Азии с III-I вв. до н.э. и уже в центре двора часто помещали ступу. Этому принципу организации внутреннего пространства часто следовали при постройке ранне-средневековых монастырей в северном Афганистане в Багх-Гаи и Санг-Хао в Кундузе. Несмотря на общие черты сходства Аджина-Теппа с этими сакральными комплексами, он превосходит их строгой соразмерностью и взаимосвязанностью всех частей, рациональной ясностью решения очень четкой планировочной идеи и мастерской разработкой некоторых принципиально новых приемов и форм" (Хмельницкий С, 2000. - С. 220). Монастырь, построенный в VII в., действовал до VIII в. Окончательное его разрушение и запустение связывают с последствиями арабского нашествия. При раскопках монастыря были найдены арабские дирхемы (741/2 гг., 751/2 гг., 779/780 гг. определение Е.А. Давидович). Фактически монастырь функционировал около 100 лет.
Разделенная на 44 части, скульптура "Будда в нирване" после раскопок и консервации в полевых условиях была перевезена в Душанбе, в лабораторию реставрации и консервации Института истории, археологии и этнографии АН Республики Таджикистан (зав. лаборатории Л. Новикова). Реставрация скульптуры прошла долгий и трудный путь. В середине 90-х гг. к реставрации подключился Государственный Эрмитаж (руководитель группы В. Фоминых). В 2000 г. после завершения строительства Национального музея древностей Таджикистана (директор С.Г.Бобомуллоев) представилась возможность смонтировать скульптуру "Будда в нирване". Под руководством В. Фоминых реставраторы и сотрудники Музея приступили к монтировке скульптуры. В проекте сборки и завершения реставрации Институт истории, археологии и этнографии АН РТ (директор Р. Масов) сотрудничал с Французской Археологической Миссией в Таджкистане (директор Р. Безенваль), CNRS (Музей Гиме) и неправительственной организацией ACTED (руководитель Ф.Руссель). Реставрация Будды была завершена к открытию Национального музея древностей Таджикистана в сентябре 2001 г. в рамках празднования десятой годовщины независимости Республики Таджикистан.
После уничтожения буддийских памятников в Афганистане, скульптура "Будда в нирване" из монастыря Аджина-Теппа остается одной из самых ярких реликвий мировой культуры.