Таджикский Академический Театр оперы и балета им. Садридина Айни, Душанбе
Театр оперы и балета - ведущий музыкальный театр Таджикистана. Создан в Душанбе в 1940 г. на базе таджикского музыкального театра (1936-40 гг.). В труппу вошли певцы: Т. Фазылова, Б. Тураев, А. Муллокандов, Х.Ахмедов, Х. Таиров. Была также создана небольшая танцевальная труппа, вначале всего четыре-пять человек: танцоры и танцовщицы: А. Азимова, А. Исхакова, М. Кабилов и другие, которые исполняли преимущественно народные танцы в операх и драматических спектаклях, принимала участие в концертах. Возглавляли труппу балетмейстеры А.Н.Исламова и А.И.Проценко, которые начали вести занятия классическим и характерным танцем.
Первый таджикский балет "Ду гуль" ("Две розы") А.С.Ленского был поставлен в 1941 году. Осуществил постановку один из крупнейших советских балетмейстеров К.Я. Голейзовский. С помощью Исламовой, Проценко и Г.Р.Валамат-заде Голейзовскому удалось создать спектакль на основе фольклорных танцев. В 1941 театр принял участие в декаде таджикского искусства в Москве, показав первые таджикские оперы - "Восстание Восэ", "Кузнец Кова" Баласаняна, первый таджикский балет "Две розы" Ленского, музыкальное представление "Лола" Баласаняна и Урбаха.
В 1940-1950 годах труппа продолжала расти и постепенно овладевала техникой классического танца. В 40-60-х гг. театр осуществил постановку новых таджикских опер: "Тахир и Зухра" (1944), "Невеста" (1946), "Пулат и Гульру" Сайфиддинова (1957), "Комде и Мадан" Шахиди (1960), а также таджикские балеты: "Лейли и Меджнун" Баласаняна (1947), "Дильбар" Ленского (1954), "Голубой ковер" Вольберга (1958) и др.
Среди ведущих солистов театра нельзя не упомянуть народную артиску СССР, профессора Мавлянову Ханифу Мухиддиновну, проработавшую в театре в течении 40 лет, с 1943 по 1983 годы. Народ превозносил её до небес за её яркий голос, её называли "соловьём Таджикистана". Она гремела своим голосом не только в Таджикистане, но и в Узбекистане, а также в других странах ближнего и дальнего зарубежья (Америке, Азии, Европе). Она пела во всех главных оперных партиях, мастерица "шашкома", петь и познавать тайны шашкома научил её отчим, Мухиддин Мавлянов - устод, народный музыкант и исполнитель шашкомов.
С 1954 г. в театр пришло новое поколение таджикских артистов, окончивших вокальное отделение Московской консерватории: Л. Кабирова, Р. Бурханов, Ф. Хакимова, Я. Галибов и др. и Ленинградское хореографическое училище: С. Азаматова, Б. Джурабаев, М. Бурханов, М. Сабирова, Б. Исаева и др. С 1944 в театре ставятся также русские и западноевропейские классические оперы, которые исполняются на русском языке. Балетная труппа ставит произведения мировой классики и советских авторов. Но в целом труппе еще не хватало профессионализма, единого ансамбля.
Эти трудности были преодолены в 60-х годах. Большую роль здесь сыграли выпускники Ленинградского хореографического училища, первая группа их (18 человек) приехала в 1958 году. А во второй группе, в 1961 году, была Малика Сабирова. Таджикская балерина привезла из Академического хореографического училища имени А.Я.Вагановой традиции ленинградской балетной школы - высокую культуру классического танца, строгость стиля, благородство исполнения. В числе первых выпускников Ленинградского училища были Бозгуль Исаева, Сталина Азаматова, Сусанна Узакова, Баходур Джурабаев, Шарафбону Турдыева, Тагира Джавад-заде, Музаффар Умаров. С приходом высококвалифицированных артистов танцевальная культура в труппе повысилась, репертуар стал богаче и разнообразнее.
Премьера "Жизели" в ноябре 1958 года, с участием молодых артистов С.Азаматовой (Жизель) и Б.Джурабаева (Альберт), прошла с огромным успехом. Ленинградские воспитанники задавали тон на "Вечерах балета", в новых спектаклях - "Шопениане", "Франческе да Рими-ни" П.И.Чайковского, "Корсаре" А.Адана и Л.Делиба, "Большом вальсе" (композиция С.Арбита на музыку И.Штрауса), во многих операх и опереттах. Два ленинградских выпуска дали молодому театру новые силы. Началась интенсивная работа над созданием новых спектаклей самых различных жанров. Малика Сабирова и ее сверстницы старались не потерять полученное в Ленинграде, неустанно совершенствуя свое мастерство.
Появление нового поколения таджикских танцоров и танцовщиц совпало с притоком новых творческих сил в другие виды искусства республики. В драматические театры пришли актеры, в чьем искусстве получили развитие исполнительские традиции. Наметился поворот в режиссуре. Молодые режиссеры ориентировались на завоевания современной театральной мысли. Художники начали развивать отсутствующие до сего времени виды искусства - монументальную живопись, гобелен, витраж, чеканку, профессиональную керамику и кинодекорацию. В живописи заметно расширилась тематика, углубилось и усложнилось содержание. Новое поколение таджикских композиторов интенсивно развивало высшие жанры профессионального музыкального искусства. Росту театра способствовали работавшие в его труппе в различное время дирижеры - Л. Кауфман, Д. Далгат, П. Боленко; режиссеры - Р. Корох, С. Саидмурадов, В. Рейнбах, А. Макаровский; балетмейстеры - К.Я. Голейзовский, А. Проценко; художники - Е Чемодуров, В. Фуфыгин, В. Суслов; зав. вок. частью - Е. Прокофьев и др.