Маджерумская биота (арча), Нурата
Краткая справка Маджерумская арча (биота восточная) - памятник природы, растет на территории Нуратау-Кызылкумского биосферного резервата (Джизакская область Узбекистана). Возраст - примерно полторы тысячи лет. Находится за кишлаком Маджерум в Нуратинских горах (Янгикишлакский (раннее Фаришский) район Джизакской области), в 300 метрах выше водяной мельницы, в 50-60 метрах от левого берега сая. Обхват ствола около 24 метров, обхват центральной ветви 12 метров. Рядом находятся развалины мечети и старинного кишлака.
Паломником к священным природным объектам я стала по воле случая, приехав среди зимы в кишлак Маджерум, к дереву-исполину - маджерумской биоте или, как ее называют местные жители, арче. Однако этот вид путешествия настолько пришелся по душе, что теперь меня трудно отговорить от поездки, если я знаю, что на пути будет священное дерево, священная скала, пещера, грот, родник или ещё что-нибудь, где можно загадать желание, привязав к веткам ближайшего дерева лоскут ткани. А заодно отдохнуть в тени, попить холодной чистой воды, просто посидеть и подумать о вечном.
О вечном поневоле задумываешься, когда оказываешься в Маджерумсае, под кроной огромного дерева, возраст которого не менее полутора тысяч лет. Три огромные ветки дерева под тяжестью времени почти лежат на земле. Хотя их трудно назвать ветками, скорее, это огромные стволы, на которых могут стоять одновременно несколько человек. Стволы поддерживают пирамидки-опоры, составленные из камней местными жителями. Забота о дереве-исполине - дело богоугодное, ведь рядом раньше располагалась мечеть. Многочисленные паломники и по сей день едут к арче-биоте просить у бога милости и исполнения желаний. На ветках висят разноцветные лоскутки, платки - подношения женщин-паломниц, просящих у святого места здоровья, семейного благополучия, долголетия, здорового и многочисленного потомства. Особенной популярностью дерево пользуется у тех женщин, кто не может зачать. Считается, что, если паломница проползет под одной из трех ветвей-стволов и повяжет платок на ветку, то ребеночек в положенный срок гарантирован.
Местные жители рассказывают, что в начале ХХ века под биотой была школа, верю охотно, - в просторном дупле у корней дерева одновременно могут разместиться 5-6 человек.
Святое место интересно и как реликт древних доисламских верований народов, живших в этих краях. Обожествление местных духов-покровителей, "хозяев" местности - одно из проявлений анималистических верований почти всех народов мира. Биота не известна так широко, как находящиеся сравнительно недалеко нуратинские святыни (родник с рыбой маринкой, мечети, курганы и захоронения святых), поэтому поклоняются ей в основном жители окрестных кишлаков, приезжая в определенные дни. Некоторые неподалеку, около старой мельницы закалывают в жертву богу овцу, здесь же на глиняных печках, в казане готовят нехитрую еду, которой угощают всех присутствующих.
Биота-арча растет далеко от дорог. Чтобы добраться до нее, нужно проделать немалый путь. Если ехать из Нураты (Навоийская область) в Джизак через Фаришский район, то нужно с большой дороги свернуть направо и ехать в сторону кишлака Маджерум. В Маджеруме, как и в других близлежащих горных кишлаках, проживают этнические таджики. Если повезет, встретите несколько мужчин на узкой дорожке, что вьется между каменными заборами и домами. Они обязательно поздороваются с вами, приложив руку к груди. Но вот границы кишлака заканчиваются, а с ними кончается и дорога, пригодная для машины. Дальше в горы вдоль сая ведет широкая, пробирающаяся среди камней, тропка. Журчит вода. Кругом тишина. Только коровы-скалолазки, пасущиеся вдоль сая, на склонах гор, напоминают о том, что край здесь обитаемый. За одним из поворотов перед вами предстанет сюрреалистическая картина: склон горы с заброшенными каменными домами-крепостями. Стены кое-где осыпались, и поэтому дома похожи на древние руины сказочного города. Это старый кишлак-курган Маджерум. Население горных селений еще до недавнего времени жило в укрепленных кишлаках (кургон или кала), расположенных в глубине ущелья на скалистой труднодоступной горе, куда обычно вела одна узкая тропа, чтобы враги-кочевники не могли застать их врасплох. Жители Маджерума выселились из кургана уже в 90-х годах XIX века, когда после присоединения Средней Азии к России прекратились набеги кочевников.
Поодаль от старого кишлака, ближе в речушке, - развалины маджерумской мечети. Возле развалин мечети и зеленеет громадная арча, наполняя всю округу устойчивым ароматом хвои. Если у вас будет проводник из местных таджиков, то обязательно расскажет вам легенду о том, что дерево посадил не кто иной, как сам великий Александр Македонский в честь погибшего в боях любимого военачальника. Вот только имени полководца никто не помнит... Если начнете самостоятельно подсчитывать и сопоставлять с историческими фактами, - разочаруетесь сами и раздосадуете вашего гида, поэтому лучше согласиться с красивой легендой, хотя это и вымысел чистой воды. Из истории известно, что войска Александра Македонского, покорив Малую Азию, Сирию, Финикию, Египет, Иран, весной 329 года до нашей эры перешли хребет Гиндукуш. За три года Александр завоевал Бактрию и Согд, захватил Самарканд и двинулся к Сырдарье, в земли саков. Однако до Нуратинских гор он не дошел. А вот то, что когда-то арчовыми лесами были покрыты все окружающие горы, - не вымысел. Однажды геологи за горами южного Нуратау нашли золото, и древесный уголь, который заготавливали для плавильных шахт из арчи. Сегодня в это трудно поверить - на горных склонах растут только трава да редкий кустарник. Вокруг не осталось ни единой арчи, а во всех Нуратинских горах их сохранилось чуть больше сотни. Поэтому чудом уцелевшее дерево, выросшее до сегодняшних исполинских размеров, удивляет и радует вдвойне. Молчаливый свидетель событий целой вереницы веков, оно притягивает к себе как магнитом. Кажется, что в пахучей хвое своей оно скрывает тайны мироздания. Наверное, поэтому маджерумцы когда-то построили здесь мечеть. Ее стены сохранились почти на всю высоту. Внутри мечети и перед ней лежат деревянные резные колонны, балки перекрытий. К счастью для памятников истории и культуры, среди местных жителей сохранилось табу на использование предметов, лежащих в мавзолеях, мечетях, святых местах. Местное население, несмотря на острую потребность в древесине, не использует деревянные части мечети для своих нужд, так как подобный поступок считается греховным. Эти материалы можно использовать только для мечети или мавзолея. Вот эта нетронутость и заброшенность притягивает меня как паломника к этому удивительному дереву, уцелевшему вопреки человеческому практицизму. Здесь нет толп верующих и просто любопытных, здесь тишина и прохлада, здесь чистая вода и запах хвои, который окутывает и убаюкивает под журчание воды в Маджерумсае.
Автор статьи: Эльмира Алейникова