Искусство Таджикистана
Музыка, поэзия, ремесленничество в Таджикистане
Литература и искусство Таджикистана неразрывно связаны со всем центральноазиатским регионом, который подарил миру великие имена в области литературы и искусства - Рудаки, Авиценну, Хисроу, Саади, Джами и других.
Основоположник классической персидско-таджикской литературы Абу-Абдулло Рудаки жил в IX-X вв. В своих произведениях (лирических, философских, дидактических) он проповедовал гуманизм, свободолюбие, патриотизм. Рудаки (857- 941 гг.) имел огромную популярность в народе. Из того, что написал поэт, до нас дошло лишь около 2 тыс. стихотворных строк. Но и они дают яркое представление о его поэтическом даровании и глубине философских размышлений.
В X-XI вв. протекала деятельность одного из величайших поэтов мировой литературы Фирдоуси (934-1020 гг.). Он создал гениальную эпопею "Шахнаме", насчитывающую 120 тыс. стихотворных строк. В ней Фирдоуси рисует героическую историю своего народа, воспевает его борьбу за независимость родного края. Творчество поэта оказало большое влияние на развитие персидско-таджикской литературы.
Важную роль в формировании философской лирики сыграл Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037 гг.). Великий ученый и поэт боролся против мракобесия, прославлял науку, пытливый человеческий разум. Его идеи позднее развивал поэт и философ Носир Хисроу (1004-1088 гг.). В поэмах "Саодатнома" ("Книга счастья"), "Рушноинома" ("Книга света") он восхвалял людей труда, резко осуждал царей, ростовщиков, святош, проповедовал идеи о достоинстве человека и значении науки. В XlII в. выдающимся поэтом был Саади. Его произведения "Бустан" и "Гулистан" снискали ему славу учителя жизни.
Два века спустя началось творчество Джами (1414-1492 гг.). В семи поэмах "Хафт Авранг" ("Семь престолов") и сборнике притч "Бэхарестан" ("Весенний сад") он отстаивал идеи гуманизма.
В XIX в. большой вклад в развитие литературы внес крупнейший просветитель Таджикистана Ахмад Дониш (1827-1897 гг.). В остром сатирическом произведении "Жизнеописание эмиров благородной Бухары" поэт говорил о необходимости свержения власти богатых.
В прошлом веке в республике выросли свои поэты, прозаики, драматурги, подняв на новый уровень литературное искусство в Таджикистане. К ним принадлежат Садриддин Айни, Абулькасим Лахути, Мирзо Турсун-заде, Мирсаид Миршакар, Боки Рахим-заде и другие, чьи произведения известны в стране и за ее пределами. Читателям представлены романы "Рабы", "Дохунда", повесть "Смерть ростовщика" С. Айни, поэмы "Мы победили", "Венец и знамя", "Богатырь-мир" А. Лахути. Широко известен современный поэт республики Мирзо Турсун-заде.
В республике издается на таджикском, узбекском и русском языках много газет и журналов. Местное издательство выпускает учебники, политическую, художественную, детскую и научно-популярную литературу. Крупнейшая Государственная публичная библиотека имени Фирдоуси: в ней более 1 млн. книг.
Веками живет в народе любовь к пению, танцам, театральному искусству. Еще в XIV-XV вв. на городских празднествах выступали музыканты, певцы, канатоходцы. Позднее стали популярными массовые представления с участием рассказчиков, танцоров, фокусников и комедиантов, исполнявших короткие пьесы и сценки. Таджикский профессиональный театр, возникший в 1929 г., унаследовал лучшие традиции народного театра, приобщился к советской и мировой театральной культуре. В республике много театров. На сцене помимо классики идут национальные пьесы, оперы, балеты. Успехом пользуются спектакли "Дохунда", "Саодат", оперы "Восстание Восе", "Пулат и Гильру", "Бахтиер и Ниссо", балеты "Две розы", "Лейли и Меджнун", "Дильбар" и другие.
Развивается и киноискусство. Таджикская студия снимает художественные и документально-хроникальные фильмы, дублирует произведения братских республик. Она выпустила немало заслуживающих внимания картин: "Дохунда", "Я встретил девушку", "Судьба поэта", "Зумрат".
Таджики очень музыкальны. До наших дней дошли их сложные вокально-инструментальные произведения - макомы. В народной музыкальной культуре главная роль принадлежит песне. Народная песня одноголосна и чаще всего состоит из двух частей - собственно песни и песни-танца. Певцам и танцорам аккомпанируют на различных инструментах: струнных - дуторах и рубобах, духовых - наях и карнаях, ударных - тавлаках и дойрах. В прошлом веке таджикская музыка обогатилась новыми жанрами. Ведущие композиторы - Ф. Салиев, Я. Сабзанов, Ш. Сайфиддинов - пишут симфонические произведения, а 3. Шахиди, Ф. Шахобов, Ш. Сахибов создают таджикские песни.
Искусство Таджикистана также включает ремесла и промыслы, которые существовали здесь с древних времен. Великолепные памятники резьбы по дереву X- XII вв., обнаруженные в долине Зеравшана, остатки узорных тканей, найденные в замке на горе Муг, орнаментированная керамика, поразительная роспись древнего Пенджикента - свидетельства замечательных художественных традиций народа.
В городах Таджикистана до революции существовали кварталы ткачей, гончаров, медников, кузнецов, резчиков по дереву и ганчу (алебастр). В некоторых районах вырабатывали узорные бумажные, шелковые и полушелковые ткани. Ткали их преимущественно мужчины на сложном, иногда с четырьмя, восемью педалями станке. В горных кишлаках женщины на простых станках ткали безворсовые шерстяные и бумажные паласы, а мужчины на примитивных ножных станках делали бумажную ткань и шерсть, шедшие на халаты и шаровары. Как крупные ремесленные центры выделялись Ходжент, Ура-Тюбе, Каратаг, Гиссар.
Хорошо было развито гончарное дело. В городах, на равнине, им занимались мужчины, изготовлявшие посуду на гончарном круге. В горных районах круг не применялся - женщины руками лепили разнообразные сосуды, наращивая валики глины один на другой. Гончарное мастерство таджиков передавалось из поколения в поколение.
В наше время в связи с употреблением красивой и удобной готовой посуды гончарным, а также некоторыми другими видами кустарного производства занимаются мало. И все же некоторые старинные ремесла, в особенности художественные, сохраняются.
Наиболее распространена теперь вышивка на одежде (поясные платки, тюбетейки, женские платья) и на предметах домашнего обихода (настенные вышивки - сюзане, декоративные покрывала - руйджо, скатерти - дасторхон). В национальном узоре прослеживается два художественных приема. Один основан на чередовании больших ярких пятен, повторяющихся в различных вариантах. Он используется в орнаментации тканей, керамики и иногда архитектурной росписи. Другой прием выдвигает на первое место фактуру материала, его светотеневое графическое оформление, при этом узор образует гибкую линию геометрического или растительного орнамента. Его применяют резчики по дереву и ганчу, при обработке металлической посуды.
Опытные умельцы украшают резьбой по ганчу, лепкой, росписью здания театров, клубов, чайхан.
Помимо прикладного искусства теперь развиваются и станковая живопись, графика, скульптура.
Полезные ссылки: