"Капитолийская волчица" Уструшаны
С 1965 по 1972 г. в Северном Таджикистане проводились раскопки дворца афшинов (царей). Когда-то он возвышался в цитадели городища, которое отождествляют с Бунджикатом - столицей Уструшаны.
Дворец поражал своими размерами и великолепием убранства интерьеров - затейливой резьбой на деревянных балках, панно и фризах, скульптурными фигурами людей и птиц. Стены парадных помещений - трехъярусного зала с тронной лоджией, малого приемного зала, храма и широких коридоров между ними - были покрыты многокрасочной живописью. В конце IX в. "правоверный" Исмаил Самани присоединил Уструшану к мусульманскому миру. Он не только положил конец афшинскои династии, но и не пощадил ее резиденцию, дворец ограбили и сожгли дотла. Его развалины перекрыты толстыми слоями горелого дерева и обожженной глины, стены докрасна прокалены.
При расчистке центрального коридора археологи обнаружили композицию, уникальную для Средней Азии Контурными: киноварными линиями на стене нарисована большая волчица и два обнаженных младенца, припавших к ее соскам. От снежных вершин Туркестанского хребта этот древнеримский сюжет уводит нас на берега Тибра, ко временам сложения легенды об основании Вечного города: мифическая волчица вскармливает двух царственных близнецов - Ромула и Рема.
Согласно созданному в Италии мифу, Ромул и Рем были сыновьями бога войны Марса и Реи Сильвии - дочери Нумитора, царя латинского города Альбы Лонги. Нумитора сверг с престола его младший брат Амулий, повелевший бросить младенцев в Тибр. Но река вынесла детей на берег, и посланная Марсом волчица выкормила найденышей своим молоком. Когда братья выросли, они, убив Амулия, вернули власть деду и основали город Рим на том месте, где их отыскала волчица. С тех пор как версия о чудесном спасении основателей Вечного города получила официальное признание, композиция "Волчица с младенцами" надолго стала эмблемой Рима на памятниках искусства, монетах, печатях. С трофейных значков, отобранных персами у пленных римских легионеров, она перекочевала на сасанидские геммы.
Но каким образом этот сюжет стал достоянием среднеазиатского художника? Вероятно, промежуточным звеном послужила Византия - преемница античного Рима. При Юстиниане I в Риме чеканили медные монеты с волчицей, кормящей Ромула и Рема. Подобные монеты и оттиснутые с них монетовидные подвески-брактеаты попадали в Среднюю Азию. При ремонте дороги возле древнего поселения на территории средневековой области Илак (Ахангаран) в Узбекистане нашли золотой медальон с припаянным ушком. На его лицевой стороне отчеканен бюст императора в тиароподобном шлеме, кирасе, с копьем и щитом. Образцом для изображения послужили золотые монеты - солиды Юстина I и его преемника - Юстиниана I. Обрамляющую бюст надпись можно расшифровать так: "Наш повелитель Юстиниан, пожизненный Август". Обратная сторона подвески тождественна росписи Бунджиката: волчица и два сидящих на корточках младенца, которые тянутся к ее соскам. Образцы, подобные этому итальянскому медальону, вдохновляли среднеазиатских художников, которые расписывали царские чертоги и замки дихкан.
В искусстве Уструшаны пришлый сюжет переосмыслили. Возможно, он служил иллюстрацией к мифической родословной местных владетелей. Как и на Западе, на Востоке издревле слагали легенды о родовитых царских подкидышах, вскормленных животными и воспитанных пастухами. В тотемистических представлениях тюркских и монгольских племен волка почитали как прародителя. В "Истории династии Тан" записано предание о том, что от волчицы произошло тюркское племя тукюесцев, предки которых обитали у "Западного моря" (Арала или Каспия). Каждый из десяти рожденных ею мальчиков положил начало особому роду. В память о своем происхождении один из потомков волчицы - государь Ашина - вывесил над входом в свою ставку знамя с волчьей головой. Так, осваивая ценности чужих культур, местные мастера наполняли традиционные темы новым, созвучным им содержанием.