Таджикистан на Великом Шелковом пути
Великий Шелковый путь в Таджикистане
"Великий Шелковый путь" - слова, вызывающие у нас ассоциацию с караванами, наполненными экзотическими товарами, которые, минуя знойные пустыни, горные кручи, подвергаясь опасностям, в течение нескольких месяцев, упорно продвигались от цветущих и богатых городов Средиземноморья, стран Ближнего Востока через Центральную Азию к загадочным "людям шелка", как в античности называли китайцев. Существовала ли такая дорога в действительности и как она проходила, или же было несколько равнозначных путей, а может быть, Великий Шелковый путь - это собирательное название, символизирующее извечный взаимный интерес Запада к Востоку и наоборот?
Великий Шелковый Путь играл выдающуюся роль в передаче материальных и культурных ценностей, связывая воедино своеобразные и неповторимые цивилизации Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, Центральной Азии. Само название "Великий Шелковый Путь" применительно к этой международной трассе впервые применил в 1877 году немецкий географ Фердинанд фон Рихтхофен. История Великого Шелкового Пути свидетельствует о расцвете цивилизаций. Нередко по проторенным мирными купцами дорогам проносились боевые колесницы, и топот копыт, лязгание оружия сменяли мерные звучания колокольчика на шее верблюда. Гибли города, уходили с исторической арены народы, религии, заносились песком старые тропы и караван-сараи, но их сменяли новые артерии.Cеверным степным путям или по южным высокогорным трассам. Великий Шелковый Путь имеет свою предысторию, уходящую в древнейшие исторические пласты к III-II тысячелетию до нашей эры, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки, обнаруженные за многие тысячи километров от места их производства.
Путь первый - "Согдийский"
Маршрут: "Коканд - Исфара - Канибадам - Ходжент - Ура-Тюбе - Бунджинат (Шахристан) - Варзминор (Айни) - Пенджикент - Зеравшан - Анзоб - Душанбе"
Наш маршрут начинается с западного окончания Ферганской долины, которую китайцы называли Давань. Отсюда в западные и восточные страны поставлялись знаменитые "небесные" скакуны. Из ферганского города Чуст широко по Центральной Азии распространилась традиционная черно-белая тюбетейка чусти. Целая цепь городов - Кашгар, Ош, Андижан, Фергана, Коканд - выводят этот отрезок пути к утопающей в зелени абрикосовых садов Исфаре.
Исфара упоминается в мемуарах Бабура (ХV век) уже как город. Горная округа Исфары была обжита людьми еще в эпоху каменного века. В I тысячелетии до нашей эры здесь обитали ирано-язычные кочевники - саки, оставившие многочисленные курганы и могильники. Много здесь и укрепленных горных замков, построенных в IV-VII вв. нашей эры. Один из ранних замков, Калаи Зумрадшох, располагался на территории нынешнего санатория "Зумрад". В Исфаре и в прилегающих к ней селениях сохранилось много памятников археологии, архитектуры и искусства.
Один из известных архитектурных памятников расположен в селении Навгилем. Это мечеть-медресе Абдуллахана, построенная по указанию шейбанида Абдулхана II, правившего в 1583-1598 годах. Время ее сооружения отмечено в хронограмме, соответствующей 1585-1586 годам. В 1909 году в центре восточной части двора некий Саид Алибай построил высокий минарет. К югу от Исфары, в селении Чорку в окружении поздних построек находится мазар Хазрати Шох, единственный из сохранившихся деревянных мавзолеев X-XI веков. Древний мавзолей находится внутри поздней глинобитной постройки, как жемчужина в раковине, и имеет семь колонн, фриз с куфическими арабскими надписями, наборный потолок, восемь фигурных консолей и наборных щитов, украшенных изящной орнаментальной резьбой. Сбоку и в фас подбалки напоминают сидящих на ветвях птиц. По стилю резное дерево Чорку близко к архитектурным деталям X-XI веков, обнаруженных в Верхнем Зеравшане. В XIX веке близ Чорку возник мазар Лангари Мохиен, как поминальное место - кадамджо - известного ученого-теолога начала ХIII века имома Умара ибн Абдуллазиза (Садри Шахид).
Современная Исфара и ее окрестности славятся своими керамистами (кулолгарами), искусстными мастерами по художественным росписям на потолках мечетей, жилищ, резчиками по дереву. Следующий город на нашем пути - Канибадам (город миндаля). В письменных источниках город Канибадам или Канд упомянут в согдийских документах, найденных в верхнезеравшанском замке на горе Муг (712-714 гг.). В IX-Х веках Канибадам причислялся к округу Ходжента и располагался на расстоянии 5-6 фарсахов от него.
В центре города расположено оригинальное по архитектуре и убранству медресе Мирраджаб-Додхо (XVI-XVII ВЕКОВ.), ныне историко-краеведческий музей. Выстроенное из жженого кирпича здание медресе оформлено торжественным порталом, ведущим в просторный двор, который по периметру застроен 15 худжрами и летней мечетью с многокрасочной орнаментальной росписью колонн и потолка. В центре Канибадама высится минарет начала ХХ века с искусно выложенными поясами фигурной кирпичной кладки, подражающей стилю архитектуры IX-ХП веков. В северо-восточной окраине Канибадама расположено медресе Оим (XVII-XVIII веков), также имеющая классическую для подобных сооружений дворовую композицию с расположенными по периметру худжрами. Дорога от Канибадама в ключевой город на трассе Великого Шелкового Пути - Ходжент - проходит сегодня вдоль южного берега, созданного в 1956 году на реке Сыр-Дарья Кайраккумского водохранилища (площадь зеркала воды равна 520 кв.км).
При Ахеменидах Ходжент являлся восточным форпостом персидской империи. Древнегреческие и древнеримские авторы считали Ходжент границей Азии. 2500 лет назад на этом месте разбил свой военный лагерь Александр Македонский, назвав поселение "Александрия Эсхата" (Александрия Крайняя). Античный автор Ариан упоминает, что в 329 году до нашей эры по приказу Александра город был укреплен крепостными стенами. В 1975 году на срезе стены археологи открыли фрагмент античной кладки, относящейся к V в. до нашей эры, а заложенный на глубину 27 м шурф на цитадели позволил выявить слои VII-V вв. до нашей эры.
Цитадель древнего Ходжента расположена на берегу Сырдарьи, занимая площадь 320х200 кв.м. Неприступные стены ее неоднократно брали штурмом войска омеядских халифов, тюрок, орды Чингизхана. Древний Ходжент, снабжаемый водой пятью каналами, имел крепостную стену, протяженностью 10,5 км с семью воротами, от которых к центру вели магистральные улицы. Арабоязычные географы Х-ХП веков нарекли город высоким эпитетом "Тирози джахон" - "Невеста мира". В начале ХХ века город еще сохранял свой восточный облик и состоял из 146, объединенных по родственным и профессиональным признакам, кварталов, которые объединялись вокруг общественно-культовых центров: 33 пятничных и 121 махалинских мечетей, более чем 100 хаузов, 37 караван-сараев, 300 чайхан. Будучи крупным ремесленно-торговым центром, в том числе шелкоткачества, город имел древние научные и культурные традиции. По количеству медресе Ходжент уступал лишь Бухаре и Самарканду и являлся родиной более 300 выдающихся ученых, поэтов и музыкантов. Умелыми руками ходжентских художников-орнаменталистов, резчиков-ycто (Мирфаез, Мирбарот, Умурзок) украшены жилые дома, мечети, чайханы в городе и его округе.
Главной доминантой центра Ходжента является, расположенный у базара Панчшанбе, крупный разновременный архитектурный комплекс шейха Муслихиддина, состоящий из мавзолея, соборной мечети и минарета.
Мавзолей был основан в XI-ХII веках, но уцелевшее в настоящему времени здание построено в 1394 году по велению Тимура - мюрида шейха Муслихиддина, и перестроено в XVI веке. Мавзолей представляет собой монументальную постройку, состоящую из поминального зала мечети - зиёратхона - с купольным завершением, раскрытыми на три стороны монументальными порталами, и гурхоны, в которой находится изящное резное деревянное надгробие с мозаичными вставками. Заслуживает внимания также встроенный в восточную стену мечети резной фриз с арабской надписью и спиралевидным орнаментом.
Соборная мечеть (XVIII век - конец ХIХ века) комплекса шейха Муслихиддина расположена к югу от мавзолея и представляет собой большой зал с многоколонным навесом - айваном. В северо-западном углу мечети в 1895 году был построен 21 метровый минарет. В его строительстве и декорировке участвовали ходжентские мастера усто Ходжи Рахмат и его ученики из Ходжентского предместья Румон.
От Ходжента дорога уходит в юго-западном направлении в сторону города Ура-Тюбе. В 30 км от Ходжента, в 4 км от селения Куркат расположен крупный археологический объект - городище Ширин (2 половина I тысячелетия до нашей эры - VIII в.н.э.) Городище занимает завершающие скалы горной гряды, именуемой Ширин - той самой Ширин, из любви к которой совершил свой подвиг Фархад. Рядом с городом находился древний некрополь (захоронение), состоящий из выбитых в скалах склепов, в которых по зороастрийской традиции выставляли усопших. На территории городища обнаружены золотой медальон со вставкой из мрамора, на которой вырезано изображение мужской головы в фас; серебренная фигурка верблюда с горбиком в виде стилизованного навершия с насаженным сзади коралловым стержнем в золотой оправе.
В 22 км от Курката обнаружены руины храма огня Ак-тепа (IV-VII вв.н.э.). Здание состоит из центрального помещения, где горел священный огонь, окруженного с четырех сторон обводными коридорами и укрепленного четырьмя крупными угловыми башнями. Славится Ура-Тюбе своими народными мастерами: резчиками по дереву, художниками по росписям, искуссными вышивальщицами сюзане, мастерами, изготавливающими знаменитые ножи, духовые музыкальные инструменты карнаи.
За пределами города сохранилось немало памятников зодчества: мавзолей Абдукодира Джелони в Тутке (ХV век), мечети с расписанными многоцветным орнаментом потолками и изящными резными колоннами в Ругунде, Дальёни-боло, Газантараке. В 25 км от Ура-Тюбе у поселка Шахристаннаходилась столица древней Уструшаны - город Бунджикат, оплывшие валы которого изучены археологической экспедицией под руководством профессора Н. Негматова. В дворцовых строениях обнаружен крупный деревянный резной тимпан с изобразительными сюжетами из мифологии и верований уструшанцев, росписи с изображением четырехруких богинь на львах, трехглавых божеств.
Путь второй - "Каратегинский"
Маршрут: "Термез - Денау - Турсун-заде (Регар) - Гиссар -Душанбе - Кофарнихон (Андигон) Файзабад (Вашгирд) - Гарм (Гурканд) - Джиргаталь - Дараут-Курган - долина реки Кызылсу - Кашгар (Китай)"
"Каратегинский", или как его еще иногда называют, "Путь Птолемея" - это самый короткий путь с юга Центральной Азии и Хорасана в Китай. На этих землях в VI-III тысячелетиях до нашей эры существовала, так называемая, Гиссарская культура. Древние гиссарцы возводили на тщательно вымощенных камнем площадках легкие каркасные жилища. С I тысячелетия до нашей эры эти области вошли в северную часть древнейшего центральноазиатского государства Бактрия, к названию которой в древности прибавляли эпитеты "с высоко поднятыми знаменами" или "страна тысячи городов". В окружающих горах с древности добывали медь, серебро, золото. Местные жители выплавляли железо, выращивали хорошую пшеницу, было развито текстильное производство. Все это активно стимулировало международную торговлю.
В самом начале пути, неподалеку от Регара (Турсун-заде), в долине реки Ширкент, правого притока реки Кафирниган, среди живописных скал и арчовых зарослей обнаружены окаменевшие следы динозавров, длиной 50 см и шириной 30 см, относимых к виду тератопод: Macropodosaurus gravis - большеногий тяжелый ящер. В 1984 году в этой же долине было обнаружено около 300 окаменелых отпечатков лап рептилий, длиной 60 см и шириной 45 см, из вида двуногих тераторпод и авропод. Крупные следы двуногого динозавра (длина 70 см, ширина 60 см) обнаружены также в небольшой долине бокового притока - реки Харгуш.
Из наиболее интересных памятников архитектуры, встречающихся в начале нашего пути, следует отметить два мавзолея Ходжа Нахшрон (XI-ХII веков), расположенных вблизи города Турсун-заде. Их лаконичные объемы оживлены фигурной кирпичной кладкой, резными терракотовыми (обожженная глина) вставками и каллиграфическими надписями.
На пути между Турсун-заде и Гиссаром, в поселке Шахринау, автомобильная дорога пересекает несколько холмов. Это следы крупнейшего города Кушанского времени (I-III веков). Он был квадратным в плане, со стенами длиной 7 км и башнями через каждые 25 м. Здесь обнаружены каменные капители колон с характерными греко-римскими акантовыми листьями, в которые вплетены фантастические птицы-грифоны с львиными лапами, словно "вышедших" из глубин восточно-иранской мифологии.
Следующий историко-культурный памятник расположен на южной окраине поселка Гиссар, у подножия основанной еще в античное время крепости, где сформировался архитектурный ансамбль XYI-XYIII вв. Это монументальные крепостные ворота, два медресе дворовой композиции Кухна (старое) и Нав (новое), мавзолей Махдуми Азам, караван-сарай. К юго-востоку от комплекса расположена мечеть Сангин (каменная) - XVI век, состоящая из зимнего купольного объема, к которому с двух сторон примыкает монументальная на каменных колоннах купольная аркада. К востоку от этой крепости, у источника Чашмаи Мохиен археологами раскопано еще одно медресе. Вся территория вокруг крепости (около 80 га) входит сейчас в Гиссарский историко-культурный заповедник.
В 25 км от Гиссара, на высокой террасе расположен город Душанбе (1 млн. жителей), считавшийся до недавнего времени новым городом. Но археологические исследования последних лет на Душанбинском городище позволяют с полной уверенностью отнести его возникновение к III веку до нашей эры. Любопытно, что современная трасса "Гиссар - Душанбе" проложена по древнему пути и подводит к крепостным стенам греко-бактрийского города, именно к тому месту, где был расположен караван-сарай. В настоящее время раскопана незначительная часть просуществовавшего до V-VI вв. городища. Раскрыты крупные мастерские, связанные, вероятно, с ткацким производством.
Третий путь - "Южный"
Маршрут: "Душанбе - Тамилот (Нурек) - Бурбан (Дангара) - Мунк (Ховалинг) - Хульбук (Курбоншаид) - Рустак (Сайед) - Пархар - Ковбандж (Пяндж) - Халовард (Колхозабад) - Левканд (Курган-Тюбе) - Кобадиан"
Эта трасса пересекает древнюю Бактрию - Тохаристан с севера на юг по направлению к столице - городу Бактры (Балх) - на севере Афганистана.
Для того чтобы попасть из Центрального Таджикистана на юг страны, необходимо пересечь два перевала: Чормагзак и Шаршар. Между этими перевалами на реке Вахш построена самая высокая в мире (310 м) плотина Нурекской ГЭС, с водохранилищем объемом почти 11 млн.кв.м пресной воды.
Одним из значительных городов на этом пути по праву считается Хульбук (современный Курбоншаид), в IX-XI вв. - столица государства Хутталь. Здесь в течение 30 лет велись раскопкибогатого дворцового комплекса, состоящего из двух частей: возвышенной цитадели и расположенными ниже жилыми помещениями с просторными, фигурно вымощенными обожженным кирпичом дворами, роскошными покоями, небольшим театром и мечетью. Интерьеры были богато украшены резным ганчем, росписями с изображениями людей, животных, искусно вплетенных в орнаментальную вязь. Поражает воображение продуманная система отопления в виде подпольных воздуховодов, водоснабжение и канализация, оригинальная по конструктивному решению дворцовая баня. Недавно обнаружен фрагмент рухнувшего портала входной группы комплекса, декорированного изящной арабской надписью.
Следует отметить, что Хульбукский дворец, равно как и саманидские постройки Бухары и Самарканда (IX-Х веков), по пышности декора и комфорту не уступали халифским дворцам арабского мира, Хульбук не единственный памятник высокого градостроительного искусства.
Среди городов Хутталя, расположенных в пределах визуальной видимости, наиболее крупным, являлось городище Золи-Зард(Пархар), существовавшее с греко-бакгрийского периода (III век до нашей эры.) до ХI-ХII веков. Высокохудожественные резные панели и сквозные решетки из ганча со сложно переплетающимися орнаментами и каллиграфическими надписями, богато декорирующие сооружения другого хуттальского города - Сайеда, где раскопано 15 крупных жилых усадьб богатых горожан.
Из памятником архитектуры средневекового Хутталя следует отметить мавзолей Амир Саида Хамадони, построенного в XV в. в Кулябе и со временем превратившегося в сложный разновременной комплекс. Хамадони прославился своей проповеднической деятельностью в Кашмире, где его звали "Амир Кабир". Затем он переселился со своими учениками в Хутталь, где и был впоследствии похоронен.
К юго-востоку от Хутталя находится современный поселок Колхозабад, на территории которого исследован крупный ранне-средневековой город V-VIII вв. Халовард, являвшегося некогда столицей Вахша. Обнесенная крепостной стеной с башнями, высокая цитадель города с дворцом и буддийским храмом была отделена глубоким рвом с водой от остальной части города. Буддизм, возникший в Индии и Афганистане еще в первые века нашей эры, существовал здесь наряду с зороастризмом и манихейсгвом. Блестящим памятником буддийской архитектуры и искусства является храмово-монастырский комплекс Аджина-Тепа VII-VIII вв. близ современного города Kypган-Тюбе.
Двухдворовая композиция комплекса была застроена по периметру купольными и сводчатыми помещениями. Во дворе храмовой части поднималась многоярусная ступа. В одном из коридоров археологами была обнаружена 14 метровая скульптура Будды в Нирване. Стены комплекса были сплошь покрыты росписями, рельефами, а в глубоких нишах установлены скульптурные изображения Будды.
Из Курган-Тюбе (древнего Левканда) дорога уходила на юг в земли Кобадиана.
Путь четвертый - "Великий Памирский путь"
Маршрут: "Балх - Файзабад - Барпанджа"
Четвертый путь, как упоминалось ранее, имеет три ветви. Это:
1. Ваханская ветвь: "Кухилал - Вранг - Ишкашим - Лангар - долина реки Вахандарья (Афганистан) - Ташкурган (Китай)".
2. Шугнанская ветвь: "Барпанджа - Хорог - Мургаб - Ташкурган".
3. Каратегино-памирская ветвь: "Дарбанд - Тавильдара - Калаихумб - Калаи Рохар (Ванч) - Язгулем - Калаи Вомар (Рушан) - Барпанджа".
Памир, Бадахшан, занимает почти половину территории современного Таджикистана - 63,7 тысячи кв.км. Охваченный со всех сторон непрерывной цепью высочайших гор, Памир является одной из самых высочайших горных систем планеты с абсолютными высотными отметками 1800-7425 м.
Вытянутые вдоль долин рек селения Бадахшана состоят из отдельных усадеб, вмещающих большую патриархальную семью. Выработанный и отшлифованный веками традиционный уклад жизни, основанный на поливном земледелии и отгонно-пастбищном скотоводстве, позволил горцам адаптироваться на высотных отметках 1800-4000 м. Они выработали оригинальный тип высокогорного жилища, состоящего из слитного комплекса жилых и хозяйственных строений с большим замкнутым центральным (до 100 кв.м) пятистолпным залом, перекрытым ступенчатым деревянным потолком "чорхона" со свето-дымовым люком "раузан". Такой тип жилища был привнесен в Центральную Азию индо-арийскими племенами и имеет аналогии в древнем зодчестве обширнейшего региона от Средиземноморья до Китая.
По Каратегино-Памирской ветви пути в центрах существовавших княжеств располагались небольшие крепости: Калаихум, Калаи Рохар (Ванч), Калаи Вомар (Рушан), Калаи Барпанджа (Шугнан), Калаи Пандж (Вахан). По основному, Ваханскому пути расположена группа памятников, имеющая непосредственное отношение к торговле на Великом Шелковом Пути.
В 47 км от Хорога над селением Кухилал высится одноименная гора - месторождение знаменитого бадахшанского "лала" - благородной шпинели, известной также под названием "Бадахшанский лал" и упоминаемого в Худуд-ал-Аламе (982 год), книге "Минералогия" Аль-Бируни и в книге Марко Поло (ХIII век), писавшего о том, что местные жители "роют в горе Шигхинан (Шугнан) и добывают там балаши (рубины) по царскому приказу". В горе Кухилал обнаружено около 500 древних выработок VIII-XI вв.
В 100 км от Хорога и 1,5 км от Ишкашима, на берегу Пянджа с VI века по ХII век функционировала пристань-переправа с хорошо укрепленным караван-сараем Доркишт, откуда дорога ответвляется в Файзабад (Афганский Бадахшан). В 13 км от Ишкашима у селения Наматгути поен расположена одна из древнейших крепостей Западного Памира - Каахка (III век до н.э. - VII век н.э.) Она высится на скале посреди долины и вытянута в длину на 675 м и в ширину на 200 м. Мощные, из камня и сырцового кирпича, двойные стены укреплены 56 круглыми и квадратными башнями с бойницами. На возвышающейся в северо-западном углу цитадели расположено несколько дворцовых помещений. У примыкающего к реке, и защищенному башнями участку, в прошлом через узкое русло реки Пяндж был переброшен мост. Название селения "Наматгут" происходит, по мнению востоковеда И. Стеблин-Каминского, от санскритского слова "наматгата" - "священное место". В этом селении находится святое для исмаилитов место - мазар Шохи Мардон Хазрати Али, возможно доисламского происхождения.
Другая крупная крепость находится в 75 км от Каахка над селением Ямчун и носит в народе название "Замри оташпараст"(замок огнепоклонников). Крепость, длиной 900 м и шириной 400 м, занимает труднодоступный участок каменистого склона, отрезанного двумя глубокими каньонами рек от окружения. Крепость имеет три кольца двойных стен с 40 башнями, с цитаделью на возвышенной части и производит неизгладимое впечатление своей грандиозностью. Известный исследователь Центральной Азии А. Стейн назвал эти две крепости "прекрасными образцами среднеазиатской фортификационной школы, в ее горном варианте".
Помимо торговых караванов и военных отрядов по памирским трассам Великого Шелкового Пути проходили миссионеры и паломники, что позволяет называть эту дорогу "дорогой идеологий". Археологические исследования свидетельствуют о пестром характере доисламских верований бадахшанцев, которые поклонялись огню, солнцу, проповедовали культ предков и почитали Будду (бадахшанская разновидность буддизма). Над селением Вранг, на изрытом искусственными пещерами утесе раскопан культовый буддийский комплекс IV-VII веков, состоящий из трехступенчатой постройки, возвышающейся над двором, окруженным высокой стеной с башнями и обстроенного по периметру монастырскими помещениями.
Об увиденных в Вахане в VII веке буддийских монастырях писал путешественник Сюань Цзянь и вряд ли случайным выглядит факт обнаружения на Памире буддийской надписи, расшифрованной как "Нарайяна побеждай".
Большая часть населения Бадахшана поклонялась древнеиранским культам, связанным с почитанием огня и солнца. В селении Зонг раскопано небольшое святилище огня, состоящее из небольшого крестообразного в плане помещения с длиной крестовин 5,5 - 6,5 метров. По трем ветвям креста располагались суфы, а четвертая снабжена полукруглым очагом, соединенным с прямоугольным каменным ящиком для сбора священной золы.
Среди ваханских селений особо выделяется Ямг, в котором проживал местный ученый, богослов, поэт, путешественник Суфи Мубораккадам (умер в 1910 году). На просторной поляне, рядом с его домом до сих пор стоит вертикальный камень с отверстием, с помощью которого Суфи Мубораккадам определял дни календарных праздников. В доме одного из старожилов Бадахшана Гуломиобаева Атитана (115 лет) сохранилась оригинальная роспись потолка, изображающая людей, животных, растений и каллиграфические надписи. Славится Ямг своими музыкальными инструментами, из которых наибольшую известность имеет многострунный "баландмукком", искусно выполненный самим Суфи Мубораккадамом.
Завершается наш маршрут в последнем селении Вахана - Лянгаре, над которым на пологих гранитных склонах выбиты наскальные рисунки с изображением горных козлов, караванов, всадников со штандартами, исмаилитскими знаками пятерни.
Наличие на ваханском отрезке Великого Шелкового Пути многочисленных памятников истории и культуры позволило археологу А. Зелинскому назвать его "Великим Памирским Путем", а А. Стейну отметить, что этот путь "является главной дорогой, связывавшей Западную Азию и, следовательно, классический мир, с глубинной Центральной Азией и, следовательно, с Дальним Востоком".
Выше Лянгара, у слияния реки Памир и Вахандарья, где начинается Пяндж, высится крепость Ратм. Отсюда основная дорога уходит по линии афганского "ваханского коридора" в Ташкурган (Китай).