Археологические открытия на территории Узбекистана
Археология и архитектура Центральной Азии
Самое раннее свидетельство жизни древнего человека на территории современного Узбекистана уходит к середине каменного века к палеолиту. Доказательства этого - петроглифы, места погребения, временные поселения, которые были обнаружены археологами.
В ходе исследования в 1931-48 гг. горной местности Сурхандарьинской области, юга Узбекистана, археологами были обнаружены пещеры, гдежили древние люди. Останки мальчика в возрасте 8-9, который жил в середине палеолита, и скелет взрослого неандертальского человека той же самой эпохи, был обнаружен в 1938 г. Временное поселение, типичное для примитивных охотников позднего палеолита, было найдено в Самарканде в 1939 г. Временные поселения древних людейконца каменного века и начала бронзового века были обнаружены в песках Каракалпакстана в 1937-47 гг. Кости древнего гигантского быка, лошади, оленей, и других животных были найдены в пустыне и полупустынных частях Ташкентской области, Хорезма, Туркмении, и Казахстана. Природные условия были благоприятны для распространения древних людей по территории Средней Азии, что подтверждают останки древнего человека и места погребения, обнаруженные в пустынях Кызылкум и Каракум.
Судя по находкам археологов, люди, жившие в среднем палеолите, охотились на диких козлов, леопардов, диких кабанов и других животных. Они также собирали корни и плоды диких растений, использовали огонь. Очаги, сделанные из камня, были найдены внутри древних жилищ. Мужчины делали свои инструменты из камня методом раскола, при этом использовали кремнистые породы, кварциты и яшму. Среди обнаруженных предметов были каменные пластины, остроконечные оружия, скребки и оси, деревянные и костяные изделия. Согнутые скелеты, окруженные рогами диких животных, и другие подобные погребения показывают, как развивалось мышление у примитивного человека.
Обнаруженные временные поселения в Самарканде, петроглифы в Шерабаде и в Мачайской пещере, в Байсунском районе и во многих других регионах Узбекистана типичны для конца каменного века. В то время появились острые лезвия ножей, различные скребки, долота; тогда начали обрабатывать кости и рога, были изобретены лук и стрелы, шило и игла, чтобы делать одежду из шкуры животного. Коллекции рыболовных крючков, найденныев древнем поселении Аиртам в Сурхандарьинской области и в северном Ташкентском канале - свидетельствуют о начале рыболовства. В ущелье Зараут-Сай в Шерабатском районе Сурхандарьинской области были обнаружены петроглифы, изображающие человеческие фигуры.
Хрупкая земляная печь была обнаружена на правом берегу реки Амударьи. Находки в северной части Каракумской пустыни, в пещерах Сурхандарьинской области, на реке Унгуз, на временных стоянках древнего человека в Ташкенте, Самарканде, Ферганской области свидетельствуют о развитии сельского хозяйства и ремесла (глиняная посуда и шитьё) в конце каменного века.
Древние здания были эллиптическими или многоугольными. Они были практически полностью уничтожены временем, поскольку были построены из древесины и глины, с соломенными крышами. Однако доказано, что их основание датировалось началом III-го тысячелетия до н. э.
Временное поселение I-го - I-го столетий до н.э. (бронзовый век) было обнаружено в 1945-46 гг. Экстенсивно развивающееся сельское хозяйство и животноводство так же, как механизация труда, начались в бронзовом веке. Согласно Геродоту, который описал этот период, массагеты делали оружие из меди или бронзы, из драгоценных металов, напр. золота. Они не знали ещё железа и серебра. Но добывание меди и ювелирное искусство уже развивались.
Ирригационные механизмы и ирригационные системы каналов свидетельствуют о развитом сельском хозяйстве. Внутренняя и внешняя торговля прогрессировала. В Хорезме существовала письменность. Железный век (I в. до н.э. - I столетие нашей эры) хорошо известен благодаря археологическим находкам, и свидетельствам из литературных источников Китая, Греции, Ирана, Сирии, и других стран.
На правом берегу реки Амударья, выше Термеза, был открыт святой город Аиртам, где был также найден бордюр, украшающий буддийское святилище (I в. до н.э - I в. нашей эры).
В гористой части Ферганской долины археологи обнаружили гробницы в форме каменных коробок. Изделия были найдены на правом берегу реки Амударьи в 1970-80 гг. и датировались периодом рабовладельческой системы.
Городище Дальверзинтепе
Ещё много тайн хранит регион Центральной Азии о протекающей здесь жизни в далёкие времена, культуре народов, их быте. Античные города - особый пласт в изучении страниц истории, к которой имеется повышенный интерес со стороны исследователей, туристов, гостей региона.
Одним из таких объектов особого посещения является городище Дальверзинтепе, которое расположено в Шурчинском районе, Сурхандарьинского вилоята. Раскопки и изучение Дальверзинтепе начались в 30-е годы прошлого столетия археологическим отрядом АН УзССР под руководством Л. И. Альбаума. В своих записях Л. И. Альбаум говорит следующее: "Городище Дальверзинтепе, судя по нескольким плохо сохранившимся монетам и небольшим фрагментам керамики, существовало до VI - VII вв., хотя в своей основе оно, несомненно, более древнее - отдельные фрагменты керамики можно отнести к кушанскому времени…". Археологическая экспедиция 1959-1960 гг. подтвердили тот факт, что Дальверзинтепе был главным городом региона в античное время.
Древнее поселение Афросиаб
На юге Узбекистана, за рекой Сиаб, расположены мрачные желто-серые пригорки Афросиаба, полные тайн, разгадывание которых пролило бы свет на прошлое центрально-азиатских народов.
Афросиаб - имя мифологического короля Турана, героя поэмы "Шахнаме", написанной великим поэтом Фирдоуси.
Сегодня Афросиаб - это множество безжизненных пригорков, примыкающих к Самарканду на севере. Но когда-то Афросиаб был местом, где кипела жизнь. Именно поэтому Афросиаб так интересует ученых.
Археологические раскопки Афросиаба начались в конце XIX-го столетия, после завоевания Средней Азии Россией. Раскопки проводились майором Борзенковым в 1874 г. и лейтенантом Крестовским в 1883 г.
Последующие раскопки проводились под руководством таких известных историков и археологов, как Н.И. Везеловский, В.В. Бартольд, В.Л. Вяткин, М.Е. Массон, А.И. Тереножкина. Последние раскопки профессора В.А. Шишкина и академика И. Галямова подтвердили строки из древних исторических трактатов о том, что Самарканд в древности был одним из самых больших торговых и культурных центров Средней Азии.
Афросиаб - это городище, существовавшее более 2000 лет. Крепкие защитные стены окружали город, где размещались цитадель, мечеть, здания и мастерские ремесленников. Территорию городища пересекали многочисленные улицы, которые делились на блоки или "гузары". Разветвленная система каналов и бассейнов снабжала население водой.
Открытый в 1965 г. холм в центре Афросиаба оказался удивительно богатой археологической находкой. С тех пор начался новый, особенно плодотворный период исследования древнего Самарканда. Находки превзошли все ожидания ученых. Выкопанные здания, сделанные из самана, разноцветные стенные картины, надписи на согдийском языке, и стеклянная посуда, включая крошечные стаканы из стекла и чернильницы, были доказательством существования богатой и оригинальной культуры древнего города. Таким образом, завеса тайн была поднята. Найденные здания были датированы VI-VII столетиями нашей эры. Стены зданий были украшены картинами, созданные красками на основе клея, наносимые на поверхность глины. Уникальные находки показывают высокий уровень развития различных искусств в древнем Самарканде. Самаркандские художники первых столетий нашей эры обладали превосходными навыками. Остается только восхищаться комбинацией ярких и богатых цветов, тонко проработанными деталями, выразительно изображенными лицами и фигурами. Удивительны устойчивость и прочность красок.
Найденные произведения искусства древних самаркандских мастеров заняли достойное место в истории искусств восточных народов.
Древнее поселение Шахрухия
Вряд ли существует другое такое археологическое открытие древнего города, показывающего такую полную структуру с хорошо сохраненными жилыми зданиями, мастерскими ремесленников и укреплениями, как на реке Сырдарья в Аккурганском районе Ташкентской области.
Город, возникший в раннем средневековье недалеко от города Бенакента, привлек внимание великого Тамерлана. Великий Тимур понял, что это было стратегически важное место, и распорядился о постройке нового города для его сына Шахруха.
Сегодня туристы могут обойти в этом городе больше, чем 400 гектаров по площади, где находятся мастерские гончаров VIII-IX веков. Свидетельства удивительно развитой тогда технологии изготовления глиняной посуды, стен укрепления, пожарных вышек, специальных мест для обучения солдатов - все оставались неповрежденными в течении многих столетий.