Зиндан Эмира, Бухара
Один из самых загадочных памятников Бухары - эмирская тюрьма Зиндан, была построена в XVIII веке. "Зиндан" в переводе с персидского означает "тюрьма", "темница", "яма для содержания заключенных". Тюрьма была построена в северо-западном углу Шахристана и состояла из нескольких долговых камер, карцера и подземной темницы, выложенной из жженого кирпича диаметром около 5 метров и глубиной 6,5 метров.
В Зиндане Бухары содержались в основном должники и нарушители религиозных предписаний. Само здание тюрьмы напоминало небольшую крепость - кирпичные внешние стены, лестница, ведущая к входу, сделанному в виде арки. Тюрьма могла вместить в себя не более 40 человек, и это показывает, что уровень преступности в Бухаре того времени был крайне низким.
Бухарское Ханство было государством, где религия имела высочайший авторитет, и, как следствие, требовало неукоснительного выполнения всех предписаний Ислама, в число которых входило совершение ежедневных пятикратных молитв (намози панджвакти).
В Бухаре выполнение горожанами этой обязанности находилось под бдительным надзором специального чиновника - раиса, разъезжавшего по городу со своей свитой, в которую входил специальный плетеносец (даррадаст). Ранним утром раис наведывался в одну из приходских мечетей, проверяя, являются ли мужчины квартала на первую, совершавшуюся перед рассветом молитву (намози бомдод). Осведомившись у имама, кого из прихожан нет на месте, раис посылал за виновным на дом, и если уважительных причин не находилось, провинившегося наказывали. Раис мог ограничиться строгим внушением, либо, не найдя смягчающих вину обстоятельств, приказывал плетеносцу наградить нерадивого несколькими ударами плети.
Злостное отклонение от религиозных обязанностей несло за собой строгое наказание, вплоть до заключения в Зиндан. Среди дня, когда большинство мужчин расходилось по своим делам, и не могло присутствовать на намазах в мечети своего квартала, молитву совершали там лишь престарелые люди, оставшиеся дома.
Мечеть была важна не только как место для совершения молитв, особенно важным было ее значение в роли центра общественной жизни квартала. В отличие от других городов Средней Азии в Бухаре не было квартальных чайхан, которые играли бы роль своеобразных клубов. Обычай вести длительные беседы, сидя в чайхане, был распространен лишь в Ташкенте и Ферганской долине. В Бухаре чайхана была лишь заведением, где продавался кипяток и куда из каждого дома посылали за ним. В бухарских чайханах, расположенных на базарах, пили чай и закусывали лишь приезжие, не имевшие в городе пристанища. Коренные бухарцы считали это для себя не совсем приличным. Именно поэтому единственным местом, где могло происходить постоянное общение между мужчинами - жителями квартала, была мечеть. Там горожане регулярно встречались друг с другом, нередко оставаясь на краткий часовой перерыв между двумя послеполуденными молитвами. Проводя это время в беседах, они обсуждали вопросы, связанные с жизнью квартала; в мечети же происходили выборы квартальной администрации; сюда приезжали эмирские чиновники в тех случаях, когда у них было дело к жителям квартала.
Таким образом, залогом успеха в борьбе с преступностью было не деспотичное правление и страх населения перед пытками в Зиндане, а насыщенная религиозная жизнь, затрагивавшая каждый аспект жизни человека.
Сегодня Зиндан Эмира превращен в музей, где проводят экскурсии для туристов. Экспонаты музея в одном из помещений рассказывают о судопроизводстве в Бухаре XIX-XX вв. В верхней части Зиндана есть узкий коридор для прогулок заключенных, а также надгробие и могила "святого" заключенных - "Кучкар-Ата" (VIII в.).