Аль-Бухари
Его полное имя - Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрагим аль-Джуфи Аль-Бухари. Исмаил Аль-Бухари - величайшая фигура в мусульманстве, известный богослов IХ столетия, который прославляется в мусульманском мире уже более 1000 лет. Он - автор хадисов "Аль-Джами ас-салих", или "Достоверный", который является второй Мусульманской книгой после Корана.
Хаджи Исмаил Бухари был рожден в 810г. в Бухаре. Его отец был очень образованным человеком, весьма уважаемым современниками и описан во многих книгах. Когда Исмаил был все еще ребенком, его отец умер. Исмаил был на попечении матери, которая воспитала его. Она была образованная, красивая и одухотворенная женщина, которая контролировала обучение мальчика различным наукам. Исмаил был проницателен, сообразителен, обладал необычайным интеллектом для его возраста. В возрасте 7 лет он изучил весь Коран, в возрасте 10 лет он знал наизусть несколько тысяч поэм и разделял свои знания с богословами Бухары.
Аллах наделил его прекрасной памятью, что было заметно уже в детстве. Вот что говорили современники: "В городе Басра Аль-Бухари, который был тогда ещё юношей, посещал с нами разных шейхов, являвшихся знатоками хадисов, но ничего не записывал. Через несколько дней мы стали говорить ему: "Ты посещаешь вместе с нами разных шейхов, ничего не записывая, но почему ты так делаешь?" Через шестнадцать дней он сказал нам: "Поистине, вы много говорите и досаждаете мне! Покажите-ка, что вы записали". Мы достали наши листы, где было записано более пятнадцати тысяч хадисов, а он стал читать всё это наизусть, и мы даже принялись исправлять наши записи в соответствии с тем, что он читал по памяти. Потом он спросил: "Считаете ли вы, что я посещаю разных шейхов ради шутки и попусту растрачиваю свои дни?" После этого нам стало ясно, что опередить его не сможет никто".
Когда Исмаилу было 16, не было больше преподавателей в Бухаре, способных преподать ему еще что-нибудь. Молодой человек с матерью и братом направился на паломничество в Мекку. Вскоре после посещения Мекки его мать и брат возвратились в Бухару без Исмаила, который остался в Мекке в течение следующих 4 лет, где он изучал хадисы под руководством знаменитого ученого хадисоведа имама Ахмада бин Ханбала, обладавшего в то время большим списком из 30 тысяч хадисов.
16 лет провел Исмаил на месте погребения пророка Мухаммеда в Медине. Все это время он читал хадисы, собранные им для Мухаммеда, чтобы получить Благословение. Это было собрание и учение хадисов - легенды о поступках и словах пророка Мухаммеда и его товарищей-сторонников, в которых Имам Аль-Бухарий достиг его бессмертной славы. Его работа была не только угождением богу, она служила для практических целей.
Тогда Ислам не имел кодифицируемых законов. Обычный мусульманин в его каждодневной жизни, или мусульманский законодатель, или судья должны были руководствоваться Кораном и Сунной, которая была сущностью традиций и хадисов. Во времена Имама Аль-Бухарий там было большое количество хадисов из каждого случая жизни. Однако не все были достоверными, потому что в государстве жестокой религиозной и политической борьбы каждая сторона пыталась укрепить себя престижем пророка, добавлением к его словам. В других случаях Иранские и Центральноазиатские патриоты должны были создавать на языке пророка хвалу их родным городам. Таким образом, такой хадис как, например, распространенный, прославляющий замечательные качества Самарканда, умеренные манеры и чистую веру его резидентов. Безусловно, этот хадис был подделкой: Арабы достигли Самарканда после того, как пророк Мухаммед умер. Поддельные хадисы, прославляющие другие места, также были многочисленны. Крайней необходимостью было проверить хадисы. Иногда некоторые из них были отклонены из-за их содержания, но это было наиболее частым, когда последовательность пересказывания была определена. Обычно это были такие грубые последовательности: "Мне говорили так и так, перешло это от другого, кому сказали это так-сяк, и т.д., и он слышал, что пророк сказал это". Чем более уважаемый и надежный был первый рассказчик, то есть современник пророка, тем более был достоверен найденный хадис. И наоборот, если рассказчик, считался ненадежным с религиозной или моральной точки зрения, хадис был отклонен как подделка.
Посещение главных городов мусульманского мира Мекки, Медина Басра, Куфы, Каира, Нишапура, Багдада и других заняло 40 лет жизни имама Аль-Бухари.
Ещё одним доказательством того, что Аль-Бухари обладал прекрасной памятью и отличался абсолютной точностью, может служить сообщение о том, как однажды он приехал в Самарканд, где встретился с четырьмястами знатоков хадисов. Они смешали между собой иснады (цепочку передатчиков) хадисов из Шама и Ирака и имена передатчиков, а затем присоединили иснады одних хадисов к текстам других, после чего прочли всё это Аль-Бухари. Имам указал, к каким иснадам на самом деле относятся соответствующие тексты и всё привёл в должный порядок. После этого никто уже не смог найти ни одной неточности ни в одном иснаде или тексте. Нечто подобное имело место и тогда, когда Аль-Бухари посетил Багдад. В Багдаде жило много богословов, и они решили подвергнуть Аль-Бухари испытанию. Богословы читали ему хадисы преднамеренно в беспорядке, и он их сразу исправлял. К тому времени он знал наизусть 600 тысяч хадисов и прошел испытание.
Стоило ему прочесть книгу только один раз, как он запоминал наизусть её содержание. Имам аль-Бухари в поисках хадисов путешествовал по многим городам Ближнего и Среднего Востока. Он собрал хадисы со слов более чем тысячи шейхов, с которыми он встречался в разных краях. Сам он записал 200 тысяч хадисов от его преподавателей и информаторов. Из этого обширного океана хадисов (800 тысяч) он собрал самые достоверные из них - только 7397. Они составляли его книгу "Ас-Салих", которая стала наиболее популярной среди всех других собраний.
После 40 летнего путешествия Имам Аль-Бухари возвратился в Бухару. Тогда Бухара была одним из самых прогрессивных городов Средней Азии в отношении политики, экономики, и культуры. Во время правления Саманидов, многие дворцы, мечети, мавзолеи, медресе были построены в Бухаре. Также в Бухаре Функционировал большой книжный базар. Саманидская Бухара была известна библиотекой во дворце эмира. Только одна библиотека в Средней Азии в Ширазе могла дополнить её.
В Бухаре Имама приветствовали с радостью и осыпали деньгами. Он собрал тысячу последователей вокруг себя и от имени Аллаха, бесплатно, преподавал им хадисы. Такие известные богословы как имам Мослим, имам Термезий были его учениками. Но были некоторые люди, завидующие популярности Аль-Бухари. Они солгали об имаме правителю Бухары, Хамиду ибн Ахмаду Захрию. Эмир вызвал Аль-Бухари во дворец и приказал преподавать хадисы двум сыновьям эмира. Этот приказ разозлил Имама, и он отказался идти во дворец. Он объяснил его отказ словами: "Знания не должны идти к студентам, студенты должны идти к знаниям". Эмир отреагировал приказом для имама, покинуть город в течение 2 дней. Аль-Бухари решил идти в Самарканд, но не достиг его. На пути к нему он остался в деревне Хортанг, где жили некоторые из его родственников и последователей. Там Имам заболел и умер. Его смерть произошла в 870 г., и он был захоронен в деревне Хортанг.
Имам аль-Бухари оставил после себя множество трудов, важнейшим и популярнейшим из которых является "Аль-джами" ас-сахих". При этом особое значение он придавал установлению лиц, служивших первоисточником передачи, записи хадиса, перечислению лиц, передававших его дальше. В "достоверные" он относил только те хадисы, которые рассказывались людьми, являвшимися непосредственными свидетелями поступка Пророка.Имам аль-Бухари работал над своей книгой в течение шестнадцати лет."Ас-сахих" Аль-Бухари примечателен еще и тем, что это первый сборник хадисов, составленный по принципу мусаннаф, т.е. с классификацией хадисов по сюжетам, которые заключают 7397 хадисов с полным иснадом.
"Ас-сахих" Аль-Бухари и сейчас - выдающееся руководство по фикху. Несмотря на критику некоторых частностей, этот труд к X в. занял (наряду с "Ас-сахихом" Муслима) первое место среди собраний суннитской традиции. Для большинства суннитов "Ас-сахих" Аль-Бухари стал второй книгой после Корана.
Аль-Бухари известен также и как составитель авторитетного свода биографий передатчиков хадисов - "Ат-Тарих ал-кабир", созданного им в нескольких редакциях. Среди других его сочинений следует назвать еще мало изученное толкование на Коран-Тафсир ал-Кур"ан.
Начиная с IX века, мусульмане делают хадж к могиле Имама. Около могилы была построена маленькая мечеть. Мечеть была дважды разрушена и отстроена заново. Последняя мечеть, построенная в XVI веке, существует до сих пор. Сегодня это место - одно из наиболее уважаемых не только в Узбекистане, но и во всей Центральной Азии, и во многих мусульманских странах. В 1974 г. религиозные активисты всего мира праздновали 1200 летие годовщину Имама Аль-Бухари. В том же самом году книга "Салих Аль-Бухари" была издана в Ташкенте, был построен минарет, и могила Имама была восстановлена.