Ансамбль Ходжа Ахрар. Медресе Надир-Диван беги (XVI в.), Самарканд
Джами называл его «Ходжа Ходжей», «Человек осознающий сущность предмета». «Перед его святостью, внешним видом и силой духа, люди падали ниц».
Его девизом было: «для полного исполнения своей духовной миссии в мире, необходимо использовать политическую власть» - определило всю дальнейшую социальную и политическую деятельность «накшбандия».
Одним из титулов Ходжа Ахрара был «Хазрат-и Имам». От него пошли 3 главные ветви «накшбандия»: Центрально- Азиатская, Западно-Турецкая Индийская.
В окрестностях Самарканда вокруг могилы Ходжа Ахрара со временем оформилось священное кладбище. Здесь, особенно приметна надгробная плита из белого мрамора с множеством эпитафий на арабском языке на могиле Ходжа Ахрара.
В XVI веке Надир-Диван беги (1630-1631) приказал построить здесь медресе и мечеть. В данное время мемориальный комплекс Ходжа Ахрара включает медресе, летнюю и зимнюю мечеть, колонный айван и маленький минарет, построенный в 1909 году.
Медресе Надир-Диван беги называют "зеркалом Шер-Дора". Памятник дошел до нас в сильно разрушенном виде: южный наружный портал его был накренен от оси на один метр и грозил упасть, кровля и своды худжр растрескались от времени и влаги, верх порталов полностью был разрушен и т.д. Последние следы облицовки в верхней части входного восточного портала исчезли в ходе производства укрепительного ремонта 1910-1913 гг. Верхняя часть портала была попросту разобрана и укреплена обычными кирпичами...
Для восстановления внешнего вида медресе был изучен труд самаркандского ученого XIX в. Абутахирходжи "Самария", где медресе Надир Диванбеги называлось "Шердори-Берун" (Берун - внешнее, расположенное за чертой города). Отсюда, естественно, и вывод, что в каких-то элементах декора оно совпадало со своим городским "прототипом". Правда, Абутахирходжа не раскрывал (может быть, не считал нужным), на чем была основана эта аналогия в названии.
По свидетельству доктора архитектуры профессора П. Захидова, в свое время заставшего памятник не разрушенным, еще до того, как место исчезнувшего тимпана было заделано кирпичами и оштукатурено, "на портале этого медресе имелись изображения двух львов и двух оленей, исполненные в технике резной мозаики".
В фондах архива Санкт-Петербургского Эрмитажа были обнаружены несколько фотографий медресе Надир Диванбеги, сделанных еще в 1870 г. Была среди них и фотография входного восточного портала, на тимпане которого различимы фрагменты сцены охоты со львами и оленями. Правда, в отличие от Шер-Дора, здесь отсутствовало изображение солнца: вместо него был растительный орнамент.
Тщательное, кропотливое изучение черно-белой фотографии прошлого века, моделирование по фрагментам целого позволили реставраторам восстановить тимпан входного портала медресе Надир Диванбеги в первозданном виде. И еще об одной важной находке исследователей и реставраторов. На другой фотографии 1870 г. была выявлена над дверью одной из ниш арабская надпись, запечатлевшая имя Ходжа-Хашим. Так звали одного из мастеров, принимавших участие в возведении этого здания.
Все эти находки, а также сравнительный анализ качества исполнения украшающих оба медресе многих орнаментальных композиций и цветовых решений привели исследователей к убеждению, что, возможно, они были возведены под руководством одного и того же усто - Абдулджаббара, что и нашло в конечном итоге отражение в проекте реставрации.
И вот теперь перед любителями старины - самаркандцами и многочисленными туристами - памятник предстает в своей первозданной красоте и великолепии: изображенная на нем сцена во многом напоминает живописную сцену на тимпане портала медресе Шер-Дор на площади Регистан.