Римско-католический храм, Ташкент
Адрес: ул. Тараккиет, 80/1
Ориентир: старый ТашМИ, Травматология
Христианство проникает на территорию нынешнего Узбекистана в первые века нашей эры с развитием торговых трасс Великого Шелкового пути. Веру во имя Христово несли странствующие монахи-миссионеры, а также сами христиане, переселившиеся сюда из-за притеснений из Сирии и Персии.
Начиная c XII-Xlll вв., наряду с налаживанием дипломатических связей между Святым Престолом и Китаем, вдоль Великого Шелкового пути возникают католические митрополии и епархии.
Очередная волна развития католичества приходится на II половину XIX и начало XX вв. В 1917 г. число католиков в Туркестане превышало 11 тысяч. В основном это были представители европейских народов, заселявших край (поляки, литовцы, чехи, немцы, французы, латыши, венгры), из числа ссыльных, военнослужащих царской армии, военнопленных и беженцев.
С 1883 по 1885 гг. первым официальным католическим священником в Туркестанском крае был о. Фердинанд Сенчиковский. Благодаря его стараниям в Ташкенте была открыта первая часовня, где проводились мессы.
С 1902 по 1917 гг. (вплоть до смерти) куратором Туркестанского края являлся о. Иустин Бонавентура Пранайтис - профессор Римско-католической духовной академии в Петербурге, магистр богословия. Именно благодаря его усилиям католическая Церковь в Туркестане возродилась заново. Под его руководством были построены костелы в Ашхабаде, Кызыл-Арвате (Туркменистан), Фергане, Самарканде, временный костел-часовня в Ташкенте, а также началось строительство ныне действующего храма. О. Пранайтис возглавил и созданное им Туркестанское римско-католическое благотворительное общество, организовавшее в дальнейшем, особенно в годы Первой мировой войны, приюты для детей-сирот, стариков, беженцев.
С 1917 по 1930 гг. преемником Пранайтиса был вице-куратор о. Болеслав Рутенис, который пытался достроить ташкентский костел, но под прессингом советских идеологов вынужден был оставить свой пост. Ему довелось стать свидетелем последних лет существования католических приходов в Ташкенте, Самарканде, Фергане. До 1937 г.пастырем оставшихся прихожан был о. Иосиф Совинский, который тайно проводил мессы и католические обряды, но был арестован по обвинению в контрреволюционной пропаганде и агитации и в том же году расстрелян. С этого времени католики в Узбекистане не имели своих храмов и действительных приходов. Лишь в 1987 г. был зарегистрирован католический приход в Фергане, а в 1990 г., благодаря усилиям о. Иосифа Свидницкого, - в Ташкенте.
С 1991 по 2005 гг. (с перерывом с 2001 по 2003 гг.) римско-католический приход в Ташкенте возглавлял о. Кшиштоф Кукулка - францисканец из Польши, назначенный Папой Иоанном Павлом II в 1997 г. ординарием "Missio sui Juris" в Узбекистане. Именно ему предстояло поднять из руин не только оставшиеся фрагменты недостроенного столичного храма, но также содействовать возрождению католичества в Узбекистане: вновь открылись приходы в Самарканде, Ургенче и Бухаре, а отреставрированное здание костела под воззванием Святейшего Сердца Иисуса стало, особенно после его освящения в 2000 г., одним из известнейших центров музыкальной культуры. С 2002 г., благодаря инициативе о. Кшиштофа, начала свою деятельность католическая информационная служба "Agnuz".
1 апреля 2005 г. Святейший Отец Иоанн Павел II повысил статус "Missio sui Juris" в Республике Узбекистан до звания Апостольской Администраторы и назначил первым ее епископом Ежи Мацулевича - Генерального ассистента Ордена Братьев Меньших Конвентуальных - францисканцев (OFM Conv.) в Восточной Европе, прибывшего в Узбекистан из Рима. 26 июня 2005 г. епископ Ежи Мацулевич совершил свой ingress (вход) в ташкентский храм.
В настоящее время в Узбекистане официально зарегистрированы 5 приходов: в Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Фергане и Ургенче, в республике постоянно находятся католические священники и монашествующие Братья-францисканцы, а также миссионерки Ордена Божественной Любви (сестры Матери Терезы).
В храме регулярно проводятся концерты органной музыки.