Русский Драматический Театр Узбекистана, Ташкент
Адрес: г. Ташкент, 100029, ул. Ататюрка, 24
Телефон: (+998 71) 233 81 65, 233 42 10, 233 32 05, 233 97 15
E-mail: ardtuz@rambler.ru
Веб-сайт: http://www.ardt.uz/
Начало спектакля: будние дни - 18:30, суббота и воскресенье - 17:00
Театр создан в 1934 году. Основатели театра - художественный руководитель В.А. Чиркин и директор М.К. Вулконский. Основой репертуара стала современная пьеса, поднимающая проблемы сегодняшнего дня, ставящая вопросы социальные, нравственные, этические. В разное время это были спектакли по пьесам В.Вишневского, А. Арбузова, К. Симонова, В. Розова, М. Рощина, И. Дворецкого, А. Салынского, А. Гельмана, М. Шатрова, А. Чхаидзе и многих других. Театр сыграл значительную роль в развитии театральной культуры Узбекистана, обогащая репертуар достижениями узбекской драматургии. Были поставлены пьесы известных узбекских драматургов - Хамзы, Н. Сафарова, А. Каххара, С. Азимова, М. Шейхзаде, С. Ахмада, Т. Зульфикарова. Деятельность русского театра - пример творческого содружества двух национальных культур. Многие спектакли стоят в ряду значительных достижений театрального искусства 30-50 гг. Это - "Борис Годунов" (1935 г.), "Петр I" (1938 г.), "Маскарад"( 1939 г.), "Три сестры"(1941 г.), "Горе от ума"(1944 г.), "На бойком месте"(1949 г.), "Дачники"(1952 г.). Театр становится подлинным очагом реалистического искусства, в котором стремление к жизненной правде сочетается с яркой театральностью.
Труппа театра формировалась путем приглашения известных актеров и режиссеров. Первоначальное ядро ее составили: В. Чиркин и Е. Простов (режиссура), А. Загаров, Е. Ленина, А. Шестаков, Н. Фирсов, Л. Петрова, Г. Загурская, П. Давыдов, О. Андреева, О. Герасимова, А. Розанцев, Н. Хачатуров и другие. Актерский состав с самого начала был весьма сильным, он и определял характер творчества театра.
В 50-х годах произошло омоложение труппы. В эти годы в театре уже работали ставшие известными артистами М. Мансуров, К. Ефремова, В. Александрова, Е. Злобин, Н. Алексеева, Д. Алексеев, В. Козлов, Н. Хлибко, Ф. Котельников, К. Михайлов, П. Чепрунов, С. Аулов, П. Дроздов, В. Русинов, Н. Мягкова, Е. Яворский, М. Любанский, Р. Ткачук, В. Рецептер, И. Ледогоров.
Поворот в творческой деятельности театра произошел в середине 50-х годов и определился он благодаря новой режиссуре, тяготевшей к самостоятельным поискам, к современной стилистике. С этого времени более заметным стало стремление коллектива к первооткрытиям. Этапными для театра явились постановки "История пустой души" - первое воплощение романа-эпопеи Горького "Жизнь Клима Самгина" и "Иркутская история" А. Арбузова в постановке А. Гинзбурга.
60-70-е годы отмечены яркой режиссурой и интересными актерскими работами. Наиболее значительным среди новых спектаклей стал "Гамлет" в постановке А. Михайлова. Этапными для театра стали постановки "Полк идет" - воплощение романа М. Шолохова "Они сражались за Родину", "Власть тьмы" Л. Толстого в режиссуре М. Спивака. Яркие спектакли В. Стрижова "Путешественник без багажа" Ж. Ануя, "Ревизор" Н. Гоголя, "Человек из Ламанчи" Д. Вассермана, "Царь Федор Иоанович" А. Толстого, "На дне" Горького продемонстрировали высокую профессиональную культуру. Большой успех выпал на долю спектакля "Трамвай "Желание"" по пьесе Т. Уильямса в постановке О. Черновой. Это был успех постановщика и актеров Л. Грязновой, В. Никитина, В. Павленко.
В 1984 году главным режиссером был приглашен В. Гвоздков. Он стремился к созданию разнообразного репертуара, к первооткрытиям в сфере новой драматургии периода перестройки, был связан с авторами нового поколения 80-х. Свидетельством тому - его спектакли: "Сад без земли" Л. Разумовской, "Рядовые" А. Дударева, "Полет над гнездом кукушки" Д. Вассермана и другие. Ярко и интересно работал режиссер А. Кузин, поставивший спектакли "До третьих петухов" по В. Шукшину, "Глоток свободы" Б. Окуджавы, "Не играйте с архангелами" Д. Фо, "Калигула" по А. Камю, "Лев зимой" Голдмена и другие.
В 1990-м году В. Шапиро был избран коллективом театра на должность художественного руководителя и поставил перед творческим коллективом театра и перед самим собой задачу развивать лучшие традиции, заложенные предшественниками. Постановки В. Шапиро: "Зойкина квартира" М. Булгакова, "Графиня Юлия" А. Стриндберга, "Все в саду" Э. Ольби, "Священные чудовища" Ж. Кокто, "Великая магия" Э. Де Филиппо, "Тот, кто получает пощечины" Л. Андреева, "Лысая певица" Э. Ионеско, "Жорж Данден, или Одураченный муж" Ж.-Б. Мольера, "Ужасные родители" Ж. Кокто, "Затмение, или Игра пустоты" Ф. Саган, "Служанки" Ж. Жене, "На всякого мудреца довольно простоты" А. Островского, "Хозяйка гостиницы" К. Гольдони, "Играем… Гоголя!" ("Женитьба") привлекают внимание публики и критики глубоким пониманием драматургии, своеобразием и выразительностью режиссерских решений, сценической культурой.
90-е годы отмечены интересными актерскими работами Л. Михайловой, Г. Пачиса, В. Вержбицкого, С. Норбаевой, А. Дубровина, Ф. Полонской, Н. Иванова, О. Пичик. Сегодня в спектаклях Владимира Шапиро выросла сильная группа артистов - О. Володина, О. Галахов, В. Кудашкин, Г. Луковникова, В. Цветков, О. Овчинникова, Л. Стоцкая, И. Ненашев, О. Винихина, Р. Баранов, Н. Епонешникова и многие другие.
Труппа театра пополняется молодыми артистами, учащимися школы-студии театра.