Архитектурный комплекс Хаким ат-Термези, Термез
Архитектурный комплекс Хаким ат-Термези (XII-XV вв.), расположенный на территории Старого Термеза, неподалеку от Калы, слагался на протяжении веков у освященных временем могил. Сюда на поклонение к священной могиле приходили не только местные жители, но и люди из отдаленных городов и селений мусульманского мира.
Одной из популярнейших святынь стала могила основателя суфийского ордена "Хакими" Абу Абдалла-Мухаммад бини Али бини Хусейн ал-Хакими Термези."Первое, что издалека видели паломники сто лет назад - большой купол в окружении малых куполков. Когда они подъезжали ближе, их взору представало расплывшееся сооружение, окруженное многоярусным кладбищем. Здесь их встречал шайх-хранитель мазара. Он сопровождал паломников в самое большое помещение, перекрытое куполом, которое служило халим-ханой - трапезной. В юго-западном углу, в глубокой нише находился небольшой мазар. Северная дверь выходила к жилищам шайхов, в хозяйственный двор и в неказистую галерею, а в западной стене располагался вход в мечеть.
Мечеть когда-то была перекрыта четырьмя куполами, два из них давно обвалились, и их заменили деревянными балками. Совершив молитву, шайх вел паломников к главной святыне - месту упокоения Хакима ат-Термези в конце галереи, в небольшом мавзолее. В него можно было заглянуть через оконце в конце на фасаде. Шайхи предупреждали, что каждый, кто осмелится зайти внутрь, превратится в камень. Неверящие угрозам попадали в него, минуя крохотный вестибюль-мавзолей, и оказывались в невысоком помещении. Стены были покрыты ганчевой штукатуркой и только в тех местах, где она обвалилась, проступали диковинные орнаменты и арабская вязь - свидетельство минувших лучших времен.
В центре высилось надгробие, скрытое покрывалами, рядом с ним - туги с навершиями в виде пятерни и полотнищами белой материи. Шайх читал заупокойную молитву, приподнимал покрывало, и паломники видели край мраморного надгробия, покрытого великолепной резьбой. Грамотный посетитель на торце мог прочесть эпитафию: "Во имя того, кому восхваление. Этот маркад шайха, имама, ученого, святого Абу Абдаллаха Мухаммада бини Али Хакима Термизи, да помилует его Аллах. Он был великим из великих сайидов, владел высоким красноречием, написал знаменитые сочинения и составил замечательные изречения. Он был другом Абу Абдаллаха Бухари, автора сборника "Сахих". Да помилует его Аллах. Среди шайхов он изучил законы лучше, чем законоведы ханафийские, да помилует его Аллах. Скончался, да спасет его Аллах, в году 255/869". Так предстает ансамбль в описании Е.Г. Некрасовой.
Архитектурный ансамбль, занимая сравнительно небольшую территорию (около 590 кв. м.), к середине XX века являлся одним из наиболее сложных среди средневековых памятников по количеству зданий, возводимых на протяжении столетий один над другим. Наслоения состоят из кладок сырцового и жженого кирпича, перемежающихся многочисленными захоронениями, строительным и бытовым мусором, декоративными элементами и бытовой керамикой. Неровности рельефа, перестройки и ремонты, погребальные камеры рассказывают об истории формирования ансамбля. До первых построек здесь располагался буддийский храм. От него сохранились базы колонн, фрагменты деталей, жженые кирпичи, остатки водопроводов и бытовая керамика кушанского времени.
В XIX веке на месте храма было возведено четырехкупольное здание из сырцового кирпича. Видимо, что это и есть та самая ханака, в которой жил и встречался со своими учениками и последователями Хаким ат-Термизи. Сохранилась ее часть: обширный двор, огороженный толстыми сырцовыми стенами, с кельей суфия - небольшим полуподвальным помещением в северо-восточном углу. После смерти его похоронили снаружи. Над погребением возвели мавзолей из сырцового кирпича, обращенный входом на юг и вскоре превратившимся в место паломничества. После к его восточной стороне пристроили крошечную кари-хану или чилля-хану.
Позже в облике ханаки произошли изменения. Здание главного мавзолея снесли, на остатках его стен возвели новое из жженого кирпича. Перестроили и здания, примыкавшие с востока. Они все были приподняты на платформе. В стенах кари-хана устроены узкие вертикальные сквозные прорези, выходившие в оба мавзолея, чтобы в них был слышен голос хафиза или кари, читающего заупокойную молитву. Мавзолеи были соединены широким арочным проемом. Ограждение двора также из жженного кирпича, им же облицованы стены старой кельи суфия. К югу от ханаки расположились хозяйственные постройки. К ним по керамическим кобурам поступала вода. Здесь готовили пищу для ее обитателей и паломников. В конце 50-х гг. XX в. были проведены реставрационные работы, а в 80-х гг. был восстановлен декор главного мавзолея.