Крепость Кырк-Кыз, Термез
"Кырк кыз" (буквально, "сорок девушек"), в мифологиях тюркоязычных народов Средней Азии - праведницы, которых Аллах по их просьбе превратил в камень (в других вариантах мифа - скрыл в скалах), чтобы спасти от преследователей - "неверных".
В давние времена, когда степные просторы бороздили кочевые племена, наравне с мужчинами с оружием в руках воевали и женщины. Девушки лихо скакали на лошадях, метко стреляли из лука, умеючи бросали топорики, отважно бились на саблях, смело вступали в единоборство с противником. Они были объединены в отряды из сорока девушек, и во главе "Кырк Кыз" стояла самая мужественная, опытная и искусно владеющая оружием воительница. Эти отряды могли объединяться, и вырастало целое войско, которое представляло мощную и опасную силу для врага. Девушки исправно несли караульную службу, не было равных им в разведке. Отряды "Кырк Кыз" отлично вели дозор в крепостях, об этом свидетельствуют исторические факты. Отряды "Кырк Кыз" были в войсках Амира Темура. Если воительницы выходили замуж, они уходили из отряда, их заменяли другие девушки.
Ханака Кырк-Кыз (от VI до XI вв.). О времени возведения у ученых нет единого мнения, поэтому даты указаны ориентировочно. Это здание располагалось в западной части Термеза и представляло собой квадратное здание (54x54 м), фланкированное на углах мощными башнями.
Сейчас развалины Кырк-Кыза, окруженные полями, напоминают неприступный замок. Но это впечатление обманчивое. Здание внутри четко распланировано. Центральный зал (11x11 м) предназначался для дервишских радений. Анфилады входных помещений делят сооружение на 4 самостоятельных блока. Два из них, северные, имеют по пять комнат.
Во втором блоке два помещения и трапезная, о чем говорят находки археологов: обломки тандыров, коса (глубокие тарелки), очаги для приготовления пищи. Помещения и залы здания двухцветные, их высота независимо от площади достигает 7 метров. Помещения Кырк-Кыз были перекрыты арками и куполами различных конструкций.
Здание построено из сырцового кирпича с примесью самана. Жженый кирпич был использован частично в арочных перекрытиях. Использовали дерево как арматуру, а также в оконных проемах. Интерьер декорирован очень скромно.
Здесь в Сурхандарьинской области близ города Термез археологами были найдены буддийские монастыри, которые в свое время привлекали к себе множество паломников, о чем свидетельствуют многочисленные надписи, сделанные письмом кхарошти и брахми.
Сейчас эти буддийские святыни представляют собой оплывшие развалины, остатки былого великолепия. Но по ним можно воссоздать далекую эпоху. Один из крупнейших центров буддизма располагался на городище Старый Термез. В настоящее время в округе этого городища зафиксированы 4 буддийских культовых сооружения. Но, помимо этого, в разных частях городища и его окрестностях найдены и продолжают появляться многочисленные фрагменты каменных архитектурных деталей, украшавших буддийские памятники.
По мнению ученых, в середине I в.н.э. в северо-восточной части пригорода кушанского Термеза началось широкое строительство буддийских культовых объектов. На северо-западе во II-VI веках - буддийский культовый центр Каратепа; на севере - храмово-монастырский комплекс Фаязтепа, действовавший с I по IV век; на востоке, на Безымянном холме, были найдены фрагменты буддийской скульптуры; еще дальше на восток - ступа, известная как "башня Зурмала". Вероятно, тогда же был возведен акведук, остатки которого сохранились в виде вала, на окраине городища.