Ступа Зурмала, Термез
Среди археологических памятников Сурхандарьинской области хорошо известна буддийская ступа Зурмала (или башня Зурмала). Находится она к юго-востоку от городища Старого Термеза, на обочине дороги, ведущей в областной центр. Руины башни давно привлекали внимание археологов. Еще в 1926 году они высказали предположение, что это ничто иное как буддийская ступа. Детальное обследование, проведенное полвека спустя, подтвердило, что это культовое строение, относящееся к эпохе расцвета Кушанского царства.
Башня сильно пострадала от времени, но тем не менее, она производит внушительное впечатление. Выложена она из сырцового квадратного кирпича со стороной около 33 сантиметров. Все кирпичи имеют характерное клеймо в виде черты и двух ямок. Археологам известно, что такие кирпичи использовались в Бактрии только в кушанское время, то есть в начале III в. нашей эры. Позже их сменили кирпичи прямоугольной формы. Ученые подсчитали, что на возведение ступы потребовалось почти 1200000 таких кирпичей. Сплошной массив из сырцового кирпича имеет в верхней части небольшую камеру для реликвий.
Подножием башне служила платформа площадью 22х16 метров, ориентированная по сторонам света. Цилиндрическое тело ступы диаметром 14 с половиной метров возвышается на 13 метров над основанием. Причем ясно виден переход кирпичной кладки к сферическому завершению. При археологических обследованиях было установлено, что платформа ступы была облицована мергелистым известняком. У подножия ступы археологам удалось найти несколько каменных блоков и профилированных тяг. Исследователи установили, что для облицовки ступы применялся также жженый кирпич, осколки которого до сих пор можно найти вокруг башни Зурмала. Пока неизвестно, была эта ступа частью несохранившегося храмового комплекса или самостоятельным сооружением.
Ступа является одним из самых главных и древних буддийских символов. Наиболее древние ступы, а к ним относится и башня Зурмала, представляли собой сложенные из кирпича и камня полусферы. Их облик восходил к древнейшим погребальным холмам – курганам и символизировал «паринирвану» – смерть Будды и его захоронение. Кстати, само слово ступа на санскрите буквально означает куча земли или камней.
Ступа воздвигалась на основании, по верху которого устраивался обход. Еще одно важное назначение ступы – хранилище буддийских реликвий. В первые столетия после смерти Будды в ящик кубической формы – своеобразный реликварий, так называемый божий дом, укладывали прядь волос с головы Будды, лоскут ткани от его одежды, частицу его нетленных мощей. Позднее в качестве реликвий хранили драгоценные металлы и камни, зерна – символы бога и божественной силы. Реликварий ставился на вершину ступы. Над ним возвышался стрежень, увенчанный убывающими кверху зонтиками.
Зонтик – символ знатности происхождения человека – понятен в Индии каждому. Как известно, Сидхарта Гаутама, основатель учения, получивший прозвание Будда – "просветленный", был сыном князя северо-восточной Индии. А поскольку Будда воспринимался верующими не только как духовный наставник, но и как царь богов и Вселенной, то на ступу в честь верховной власти Учителя помещали несколько зонтиков. Любопытно, что древнейший символ намогильного кургана с зонтиками через несколько столетий трансформировался в странах юго-восточной Азии в архитектурную форму пагоды, или ступы, увенчанной шпилем.
Стержень и зонтики на ступе, естественно, не сохранились, однако настенные рисунки из пещерного буддийского храма Каратепа, расположенного рядом, на городище Старого Термеза, позволяют судить о конструкции бактрийских ступ. Как правило, это ступенчатая трехъярусная башня с купольным завершением, на верхушке которой водружен стержень с «зонтиками почета». Исходя из анализа пропорций ступы, археологи пришли к заключению, что первоначальный облик башни Зурмалы был близок к этим изображениям.
Ступа близ Старого Термеза была первой буддийской постройкой, открытой на территории Средней Азии. Ныне их насчитывается около сорока, и два десятка буддийских памятников находятся на территории Узбекистана.