Империя Александра Македонского
Когда великий Александр Македонский начал свой поход на Восток, он еще верил в незыблемость утверждения своего наставника Аристотеля, что "варвар и раб по природе своей понятия тождественные". Но то, с чем встретился Александр в далеких и неизвестных землях, перевернуло его представление о "варварах". Здесь нашел он не рабскую покорность и безволие, не варварство и невежество, а высокое человеческое достоинство, мужество, умение творить красоту и восхищаться ею.
Александр Македонский, предпринявший поход на территорию Центральной Азии, застал здесь высокую, весьма развитую древнюю культуру. Народы, населявшие эту благодатную землю, были готовы к принятию эллинизма, и в то же время местная культура и искусство не могли не оказать воздействия на завоевателей. Сам Александр, как свидетельствует Курций Руф, утверждал, что у многих народов Азии он "находит такое, чему не стыдно было бы подражать: нельзя управлять таким государством, если не передавать другим свое и не поучиться у них самим".
В свой азиатский поход двадцатидвухлетний македонский царь выступил в 334 году до нашей эры. Его войско состояло из тридцати тысяч пехотинцев и пяти тысяч всадников. Вдоль побережья его сопровождало сто пятьдесят кораблей. С этой армией Александр в течение пяти лет завоевал Малую Азию, Сирию, Египет, Финикию и остальные части громадной ахеменидской державы. Затем, перейдя через Гиндукуш, Александр Македонский подчинил себе одну из самых цветущих ахеменидских сатрапий - Бактрию. До сих пор ничто серьезно не препятствовало усилиям полководца, но впереди, между двумя величайшими реками простиралась загадочная Согдиана, которую только предстояло покорить.
Согдиана - одно из трех (еще Бактрия и Хорезм) древнейших государственных образований, сложившихся в VII-VI вв. до нашей эры на территории Центральной Азии. В середине VI в. до нашей эры большая часть Центральной Азии была завоевана царем Киром, включена в состав Ахеменидской державы и разделена на четыре сатрапии. Владычество Ахеменидов в Средней Азии продолжалось до разгрома их державы Александром Македонским в IV в. до нашей эры. В 329-328 гг. Александр завоевал Бактрию и Согдиану. Хорезму удалось сохранить свою независимость.
Трудна и опасна была переправа через Окс (древнее название Амударьи). Когда войска подошли к берегу и с ходу попытались переправиться через реку, то, по словам древнего историка Арриана, "это оказалось совершенно невозможным, так как ширина реки была около шести стадий, а глубина непропорциональна ширине. Река была очень глубока и песчана, течение ее столь быстро, что она легко одним течением выворачивала из земли все, что укрепляли в ней, кроме того, в песке нельзя было ничего прочно утвердить. Тогда, набив кожаные мешки соломой, воины Македонского вплавь переправились на другой берег своенравной реки".
Население Согдианы на первых порах видело в Александре Македонском освободителя от персидского ига: древняя Мараканда открыла перед ним свои крепостные ворота. Но постепенно жестокость завоевателей, все еще считавших местное население варварами, восстановила согдийцев против них. В городах Усрушаны происходят кровавые схватки, в одной из которых был тяжело ранен сам Александр.
Огонь и меч принесла западная цивилизация на непокорные земли. Горели поселки и города, от рук завоевателей погибло более ста двадцати тысяч жителей. Но отважные и свободолюбивые согдийцы оказывали достойное сопротивление иноземным захватчикам. Спитамен, один из согдийских военачальников, поддерживающих первое время Александра Македонского, отошел от него и возглавил восстание. По отрывочным свидетельствам древних авторов можно восстановить образ этого мужественного человека, боровшегося против иноземных завоевателей за независимость и свободу своей земли.
Александр Македонский вышел к берегам Яксарта (древнее название Сырдарьи), по всей видимости, в районе древнего Ходжента. Здесь могучая река, вырываясь из горной теснины на равнинный простор, делает крутой изгиб. За рекой начинались владения воинственных и неуловимых скифов. Александр строил города, в которых ставил сильные гарнизоны, стремясь закрепиться на захваченных землях. Так, он выстроил оборонительную крепость на Сырдарье. Он велел своим воинам обнести глинобитной стеной лагерь на берегу реки и построить дома. Каждый получил свой надел. За семнадцать дней дома были подведены под крышу. Это укрепление было заселено греческими наемниками, плененными местными жителями и не пригодными больше к войне македонянами. Полководец дал городу свое имя. Александрию прозвали Эсхатой, что значит "Дальняя". Александрия Эсхата - самый дальний форпост Александра Македонского на северо-востоке Азии.
Пятилетнее пребывание македонян на землях Согдианы коренным образом изменило отношение полководца к азиатским "варварам". Александр Великий понял, что нашел здесь людей, достойных уважения, свободолюбивых и мужественных, готовых к самоотверженной борьбе. В умном, сильном и смелом Александре непокорность Согда не могла не найти понимания и отклика. Здесь, на этой далекой и цветущей земле, не оказалось ни рабов, ни варваров. И завоеватель, вопреки обычаям и нравам времени, ищет близости с покоренными народами. Александр вводит ряд местных обычаев при своем дворе, включает согдийцев в армию, приближает их ко двору, начинает усваивать восточные местные нравы. Плутарх отмечает, что Александр все более старался приноровиться к образу жизни местного населения, а также познакомить согдийцев с обычаями македонян. Он полагал, что такое дружественное общение будет лучше способствовать достижению мира и согласия, чем насилие. Сам Александр дал пример своим воинам, женившись на Роксане, дочери Оксиарта, одного из местных властителей. Воины Александра Македонского говорили о Роксане (ее имя по-гречески значит "сияющая"), будто она была самой красивой женщиной в Азии после жены персидского царя Дария.
Вместе с войсками Александра на завоеванные земли проникала высокая греческая культура. В новые города завозилось большое количество произведений античного искусства. Как известно, в лагерь Александра из Греции срочно были доставлены тексты трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида, которые ставились во время похода. Александр Македонский сам никогда не расставался с небольшой статуей, изображавшей сидящего Геракла. Статуя была создана Лисиппом, придворным портретистом Александра, мастерство которого оказало заметное воздействие на дальнейшее развитие искусства Бактрии и Согда.
Походы Александра Македонского имели для развития культуры, несомненно, двустороннее значение. Они, как указывает профессор К. В. Тревер, привели к своего рода синтезу цивилизации Востока и Запада.
Знакомство с культурой Азии дало западному миру то новое, что нашло себе столь яркое выражение в своеобразном и мощном явлении, которое мы называем эллинизмом, мало еще изученные центрально-азиатские корни которого столь же сильны и широко раскинуты, как и изученные в гораздо большей степени корни переднеазиатские.
К сожалению, не осталось практически никаких осязаемых доказательств тех времен, кроме разрозненных монет, но все так же громоздятся в отдалении горы древней Усрушаны, и все так же несет свои светло-зеленые воды Яксарт. На ее излучине, там, где позже возник город Ходжент, можно угадать месторасположение и Александрии-Эсхаты.