Каракалпакстан
История, памятники и фотографии Каракалпакстана, территории древнего Хорезма

Гостиницы Нукуса >>>
Рестораны Нукуса >>>
Музеи Нукуса >>>
Исторические и архитектурные памятники Каракалпакстана >>>
Погода в Нукусе >>>

Флаг Каракалпакстана Административный центр: г. Нукус (население 261, 9 тыс. чел.)
Официальные языки: каракалпакский, узбекский
Население: 1 582, 7 тыс. чел., в основном узбеки (32, 8%) и каракалпаки (32, 1%)
Плотность: 7,5 чел./кв.км
Площадь: 166, 6 тыс.кв.км
Аббревиатура: UZ-QR
Автомобильный код: 95

Граница Каракалпакстана расположена на Туранской низменности. С юго-запада к нему вплотную примыкает пустыня Кара-Кум, на северо-западе находится плато Устюрт, а на северо-востоке - пустыня Кызыл-Кум. Территория Каракалпакстана включает также южную половину Аральского моря, на осушенном дне которого теперь формируется новая солончаковая пустыня Арал-Кум, и низовья реки Амударьи.

В Каракалпакстане пустыни занимают более 13.67 млн. га, что составляет более 80% его территории. Своеобразная форма пустыни - барханные пески.

Приаралье долгое время медленно опускалось и было ареной аккумуляции осадков мезозойско-кайнозойских морей и сносимых с гор аллювиальных толщ. Это способствовало формированию обширных пластовых и аллювиальных равнин. В их строении принимают участие меловые, третичные и четвертичные отложения. Меловые породы сложены морскими и континентальными образованиями в виде песка и глины в полуостровах Токмаката, Куланды, мыс Актумсык, Бельтау, Кусканатау, Султануиздаг и др., сложены палеозойскими и мезозойскими толщами и выходами кристаллических пород. Значительно моложе в геологическом отношении северо-западные части пустыни: плато Устюрт - позднетретичного возраста.

Территория современной Республики Каракалпакстан является своего рода "археологическим заповедником". На данной территории сегодня насчитывается свыше 300 археологических объектов.
В древности эту территорию называли Хорезм.

Хорезм - государство, существовавшее в древности и средневековье в низовьях реки Амударьи, на территории современных Республик Узбекистан и Туркменистан. Большой вклад в изучение истории этого края вложила Хорезмская Археолого-Этнографическая Экспедиция под руководством С.П. Толстова, приступившая к работе в 1937 году. В низовьях рек Амударьи и Сырдарьи и прилегающих районах пустынь Кара-Кум и Кызыл-Кум экспедицией было открыто и исследовано большое число археологических памятников различных эпох - от каменного века до позднего средневековья, что позволило в основных чертах восстановить историю и культуру населения Хорезма и всего юго-восточного Приаралья.

Древнейшие стоянки первобытных людей, открытые в Хорезмском оазисе и прилегающих пустынных районах, относятся к эпохе неолита (VI-III тыс. до н.э.).В то время здесь обитали племена охотников и рыболовов, живших в больших наземных жилищах каркасной конструкции, крытых древесной корой и камышом.Возникновению Хорезмской этнической общности предшествовали протекавшие в бронзовом веке сложные процессы, обусловленные взаимодействием местного населения с пришлыми скотоводческо-земледельческими племенами степной зоны Евразии при постоянной инфильтрации отдельных групп населения из южных районов Центральной Азии. Под воздействием южных контактов в низовьях Амударьи уже к середине II тыс. до н.э. развивается орошаемое земледелие. Это время сложения тазабагьябской культуры, в которой преобладают черты, свойственные кругу культур степной бронзы, но, в отличие от последних, здесь больший удельный вес приобретает земледелие, основанное на искусственном орошении.

Для эпохи поздней бронзы, представленной памятниками амирабадской культуры (X-VIII вв. до н.э.), характерно дальнейшее развитие орошаемого земледелия. Жилища-полуземлянки группируются теперь в поселения из 15-20 домов. Появляются первые признаки выделения специалистов-ремесленников. Углубляется процесс разложения первобытнообщинных отношений, сопровождающийся усилением имущественной и социальной дифференциации в обществе.

Становление собственно хорезмской цивилизации было связано с так называемой архаической культурой (VII-V вв. до н.э.), представленной такими памятниками оазиса как городище Кюзели-Гыр и усадьба Дингильдже. Дальнейшее развитие ирригационного земледелия, связанное с сооружением в этот период крупных магистральных каналов, явилось одним из важнейших факторов, способствовавших становлению хорезмской государственности. Возникают укрепленные поселения городского типа и многочисленные сельские усадьбы.

В середине VI в. до н.э. Хорезм был завоеван Ахеменидами. Страна вовлекается в круг интенсивных и широких культурных обменов.

На рубеже V-IV вв. до н.э. Хорезм обрел самостоятельность, которую он сохранял во времена восточного похода Александра Македонского и правления греко-македонских царей в Центральной Азии. В IV-III вв. до. н.э. хорезмийцы создают свою особую художественную культуру, синтезировав и развив местные и заимствованные (главным образом перед неазиатские) элементы.

О связях населения западной периферии Хорезма с кругом культур сарматского облика свидетельствуют курганные могильники Присарыкамышской дельты.

Раннесредневековая - афригидская - культура Хорезма (V-VIII вв.), сложившаяся на местной основе под воздействием племен полукочевой периферии, резко отличается от античной.

В конце афригидского периода и особенно после арабского завоевания, в VIII веке хорезмийское искусство и культура, сохраняя некоторые традиционные черты, все более приобретает облик, общий для всех стран, вошедших в состав Халифата.

В эпоху Великих Хорезмшахов, создавших на рубеже XII-XIII вв. огромное государство, простиравшееся от границ Индии до Кавказа, наблюдается высокий подъем культуры и искусства. Могущество и блеск этой эпохи нашли отражение в строительстве парадных светских и религиозных зданий, пышно украшенных резным ганчем, росписью и поливными плитками, в дальнейшем развитии ремесел. Прогресс в керамическом ремесле выразился в усовершенствовании цветных глазурей, использовании поташной поливы, изготовлении посуды из кашина - полуфаянса.

После монгольского завоевания в XIII веке Хорезм вошел в состав Золотой Орды, на культуру которой он оказал значительное влияние. Столица Хорезма - Ургенч, лежавший на пересечений караванных путей, связывавших его с городами Нижнего Поволжья и Центральной Азии, являлся одним из самых крупных ремесленных центров Центральной Азии. Керамика этого времени показывает разнообразие художественных приемов: подглазурная и надглазурная роспись, рельеф, гравировка, штамп. Среди орнаментальных мотивов преобладают растительные изображения, но иногда встречаются и зооморфные. По-прежнему разнообразны богато орнаментированные многоцветные украшения из стекла.

Материалы, ныне хранящиеся в фондах отделов археологии Государственного Музея Искусств имени И.В. Савицкого и Института Истории, Археологии и Этнографии при Каракалпакском отделении Академии Наук Республики Узбекистан, представляют большой интерес, позволяя проследить историю культуры Хорезмского оазиса и сопредельных районов на протяжении многих тысячелетий. За это время содержание и стилистика искусства этого региона претерпели ряд изменений, обусловленных социально-экономическими, этногенетическими и идеологическими факторами. Хорезмийское искусство развивалось в неразрывной связи с культурой сопредельных стран, его взлеты и падения нередко были обусловлены бурными политическими событиями. В то же время многие черты местной культуры оказались удивительно устойчивыми и сохранились до наших дней в прикладном искусстве и народной архитектуре современных народов, проживающих на данной территории - каракалпаков, узбеков и туркмен.

Археологические памятники Каракалпакии

  • Топрак-Кала, I-IV века н.э.
    Городище Топрак-Кала находится на территории Элликкалинского района Республики Каракалпакстан, открыто в 1938 году С.П. Толстовым. В 1940 году на городище были проведены первые разведочные работы. Работы проводились вплоть до 1992 года.
    Городище занимает площадь 500х350 метров. Прямоугольное в плане, оно окружено крепостными стенами, сохранившимися в виде вала, местами достигающими высоты 8-9 м.
    Установлено, что один из кварталов был занят храмовыми зданиями, традиционно строившимися здесь на протяжении всей истории существования города.
    В другом здании обнаружены украшенные бронзовыми позолоченными браслетами-обоймами рога барана-архара, вокруг которых на полу лежали многочисленные приношения, стеклянные сосуды, украшения, фрагменты алебастровых скульптур и многочисленные настенные росписи в виде танцующих фантастических масок, в зале воинов - фигуры воинов, и зал царей - скульптурное изображение фигур царей из необожженной глины.

  • Кызыл-Кала, I-II вв., XII - нач. XIII вв.
    Крепость расположена в 27 км к северу от города Бируни. Памятник впервые был открыт в 1938 году сотрудниками ХАЭЭ.
    Крепость стоит на равнине и имеет форму, почти близкую квадрату, размерами 65х63 м. Ориентирована углами по сторонам света. Внешняя стена была прорезана двумя ярусами стреловидных бойниц. Была возведена, вероятно, как оборонительная крепость и входила в цепь хорезмийских укреплений, созданных государством для защиты северо-восточного рубежа античного Хорезма.
    Одновременно крепость была центром сельскохозяйственной округи и узлом караванных дорог через горный хребет Султануиздаг.

  • Джанбас-Кала, крепость IV века до н.э. - I век н.э.
    Расположена на северо-западном склоне плоской каменистой возвышенности, замыкающей цепь холмов, тянущихся на юго-восток от Султануиздага.
    В 1946-48 годы крепость впервые фотографировалась с воздуха. Прямоугольная в плане, размерами 200х170 м.
    Собранные материалы, главным образом керамика, характерны для раннеантичной (кангюйской) культуры Хорезма.

  • Большой Гульдурсун - крепость III-IV вв. до н.э., XII-XIII вв. н.э.
    Расположена в 20 км. к востоку от г. Бируни. Обследована в 1937 году археологами Я.Г. Гулямовым, в 1940 году продолжены С.П. Толстовым и в 1987-1994 годы годы - О.Т. Доспановым.
    Большой Гульдурсун - одна из крупных пограничных крепостей Хорезма, построена на основе запустевшей античной крепости. В плане она представляет собой неправильный прямоугольник размером 350х230 м., ориентированный углами по сторонам света.
    Внутри при археологических раскопках найдено большое количество античной и средневековой керамики, бронзовых поделок и украшений, античные и средневековые монеты. Судя по находкам монет, можно определить, что последний период обживания памятника относится к 1220 году, к моменту правления Мухаммеда Хорезмшаха, т.е. ко времени нашествия Монгольских войск в Хорезм.

  • Миздахкан (Гяур-Кала Ходжейлинская). Археолого-архитектурный комплекс IV в. до н.э. - XIV в. н.э.
    Археологический комплекс Древнего Миздахкана расположен на значительной площади более 200 га, вдоль крупных магистральных трасс по пути в Куня-Ургенч (Туркменистан) и северные районы Респ. Каракалпакстан - Кунградский и Муйнакский и на плато Устюрт.
    Основные его части расположены на трех холмах, находящихся на юго-западной окраине г. Ходжейли.Включают в себя крепость Гяур-Кала, мавзолеи Шамун наби, Мазлумхан Сулу, Халфа Ережеп, Караван сарай.При раскопках найдены уникальные ассуарные погребения, монеты, различная бытовая утварь, стекло, высокохудожественные изделия из золота.

  • Мавзолей Мазлумхан Сулу
    Расположен в западной части северной половины возвышенности. Памятник находится наполовину в земле. Над землей возвышались только купола и портал входа. Вниз, через сводчатый коридор ведет лестница из портала к маленькому промежуточному купольному сооружению. Отсюда вторая лестница спускается к центральному помещению.
    По монетным данным постройка мавзолея датирована первой половиной XIV века. Она связывается с расцветом торговых городов Золотоордынского Хорезма, одним из которых был Миздахкан, оказавшийся на оживленных путях международной торговли.

  • Чильпык. Культовое сооружение II-IV вв, IX-XI вв. н.э.
    Кольцевидное в плане сооружение Чильпык расположено на трассе автомобильного пути, в 43 км от Нукуса на юг (в Хиву, Самарканд, Ташкент), на вершине конического холма высотой 35-40 м.
    В плане он имеет форму незамкнутого, немного приплюснутого круга диаметром около 65-79 м. Стены достигают высоты 15 м.
    Во II-IV веках он был воздвигнут, как зароастрийская дахма.
    В IX-XI веках его использовали местные жители округи в качестве сигнальной башни.

  • Джанпык-Кала. Городище IX-XI вв., XIII-XIV вв. н.э.
    Городище расположено в 6 км юго-восточнее поселка Каратау, на юго-западных отрогах Султануиздагского хребта. Один из живописнейших памятников правобережной части Амударьи.
    Городище в плане имеет сложную конфигурацию. В восточной части сохранилась цитадель в виде прямоугольника пахсовых стен. Стены украшены сомкнутыми полуколоннами и вершины кончаются попарно ступенчатыми арочками.

    Археологические раскопки позволили уточнить хронологию городища. Древнейшая керамика относится к IV в. до н.э. - I в. н.э. Дата последнего обживания определяется монетами 1319-1320 гг. и 1345-1346 гг.
    При раскопках обнаружены многочисленные находки ранее привезенные из различных стран Востока и Запада. (Китая, Египта, России, Европы, Индии). Городище служило портовым городом в средневековье.На окраине Джанпык-калы можно увидеть бескрайние просторы заповедника Бадай Тугай.

  • Койкрылган-кала. Культовое сооружение IV в. до н.э. - IV в. н.э.
    Койкрылган-кала представляет собой круглую в плане постройку диаметром ок. 80 м. В центре возвышалось цилиндрическое двухэтажное здание диаметром 44, 4 м. Оборонительная стена с девятью башнями представляла надежное укрепление.
    При исследовании центрального здания было установлено, что при строительстве древние зодчие исходили из расчетов, позволяющих использовать здание как пункт астрономических наблюдений. Возможности наблюдения были заложены в проекте здания, в расположении окон. Предполагается, что звезда Фомальгаут - одна из ярких и особо почитаемых звезд и была тем астральным символом, которому посвящался храм Койкрылган-кала. Фомальгаут в переводе с арабского означает "конец воды во рту Южной рыбы", что связывает звезду с водной стихией. А культ воды в земледельческом Хорезме имел огромное значение. Здесь, на Койкрылган-кале, были найдены обломки керамических статуарных оссуариев, часть которых ныне хранится в Государственном музее народов Узбекистана.

    Данные материалы любезно предоставлены г-ном Октябрем Доспановым для размещения на OrexCA.com.

    Полезные ссылки:

  • Краеведческий музей Каракалпакстана   >>>
  • Аральское море   >>>
  • Муйнак   >>>
  • Муйнакский краеведческий музей   >>>
  • Экспедиция по бескрайним землям Приаралья и древнего Хорезма   >>>
  • Тур на плато Устюрт и Аральское море   >>>
  • Каракалпакстан - древняя история и экологическая катастрофа Арала   >>>

    Статьи о Каракалпакстане в местных и центральноазиатских туристических журналах:

  • Зооморфные мотивы каракалпакского орнаментального искусства   >>>
  • Тайнопись каракалпакского узора   >>>
  • Свадебный костюм каракалпачки   >>>
  • Памятники древнего искусства Каракалпакстана   >>>
  • Капители - колонны из Миздахкана   >>>
  • Ритуальные ювелирные украшения каракалпаков XIX - начала XX в.   >>>
  • Киймешек   >>>
  • Все фото Каракалпакстана
    Фотографии Каракалпакстана
    Фотографии Каракалпакстана
    Фотографии Каракалпакстана
    Фотографии Каракалпакстана
    Фотографии Каракалпакстана
    Фотографии Каракалпакстана
    Фотографии Каракалпакстана
    Фотографии Каракалпакстана
    Фотографии Каракалпакстана
    Фотографии Каракалпакстана






    О компании  |  Контакты  |  Реклама на портале  |  Новости
    OrexCA.com © 2003-2017. Все права защищены
    Разработано креативной группой OrexCA.com
    Лицензия № 037-04, Сертификат № 010064
    Условия использования портала
    ISO 9001:2008

    Наши контакты:
    E-mail: info@OrexCA.com
    Телефон в Москве: +7 (495) 108 04 32
    Телефон в Ташкенте: (+998 71) 200 96 00
    Факс: (+998 71) 230 96 55
    Адрес: Ташкент, улица Мукими, 142/1
    Схема проезда