История Узбекистана

История Узбекистана

Республика Узбекистан имеет богатую историю, которая началась миллионы лет назад. Археологи и историки подтверждают, что земля Узбекистана являлась одним из древнейших мест обитания человека. Также доподлинно известно, что здесь зародилась одна из древнейших цивилизаций в мире. Поэтому Узбекистан – привлекательное туристическое направление не только с точки зрения архитектурных достопримечательностей востока, но и с точки зрения изучения истории.

В районе Чимганских гор до сих пор можно найти ракушки времён существования доисторического океана Тетис (он был уже 850 миллионов лет назад). В Учкудуке есть урочище Джаракудук, где 80-100 миллионов лет назад был лес. Сегодня от него остались только фрагменты деревьев, застывших в камне. Здесь же обнаружены десятки ископаемых остатков представителей древней фауны.

В Узбекистане сохранились и артефакты, связанные с первобытными людьми, которые когда-то обитали здесь. Например, в пещере Тешик-Таш найдены останки девочки-неандертальца, которая жила 300-40 тысяч лет назад. В гроте Оби-Рахмат обнаружены останки мальчика, чей возраст составляет не менее 50 тысяч лет. А в ущелье Сармышсай есть петроглифы, которые были созданы в XV тысячелетии до нашей эры, в эпоху мезолита. Петроглифы в Бельдерсае появились в период между VIII и IV тысячелетиями до нашей эры, а наскальные рисунки в Ходжикенте были созданы в IV-III тысячелетиях до нашей эры.

Петроглифы в Бельдерсае
Петроглифы в Бельдерсае
 
Петроглифы в Сармышсае
Петроглифы в Сармышсае
 

В I тысячелетии до нашей эры почти одновременно появились несколько городов. Есть легенда, что Хива была основана ещё в библейские времена сыном Ноя по имени Сим. Археологи же утверждают, что город был основан в VI веке до нашей эры. В VI-V веках до нашей эры впервые появился топоним «Бухара». Об этом свидетельствуют медные монеты, найденные во время археологических раскопок. Самарканд тоже является одним из древнейших городов Узбекистана – в VIII веке до нашей эры его основали в качестве столицы древней Согдианы. В то же время был основан Шахрисабз, который тогда носил название Кеш.

В VI веке до нашей эры земли современного Узбекистана впервые были завоёваны и включены в состав Древней Персии. Захватчиком стал основатель державы Ахеменидов царь Кир. Он создал 20 сатрапий – административных центров, которые практически совпадали с границами оккупированных стран – Армения, Ассирия и Вавилония, Египет, Индия, Мидия, Парфия, Хорезм, Согдиана и другие. Жители древних государств – Согда, Хорезма и Бактрии, – которые частично или полностью располагались на территории современного Узбекистана, несколько раз выступали против захватчиков. Во второй половине IV века до нашей эры восстание было успешным – Хорезм получил независимость.

В V веке до нашей эры возникла первая центральноазиатская письменность, которую использовали и жители современного Узбекистана. Письменность носила название хорезмийской и была разработана на основе арамейского алфавита.

Руины Александрии Оксианской
Руины Александрии Оксианской
 
Артефакт найденный на территории Термеза
Артефакт найденный на территории Термеза
 

В 329-326 годах до нашей эры земли будущего Узбекистана завоевал Александр Македонский. На берегу Сырдарьи полководец основал Александрию Эсхата, а на берегу Амударьи – Александрию Оксианскую. Руины последней археолог Эдвард Ртвеладзе обнаружил в ХХ веке. Ему удалось воссоздать план города, который имел оборонительную стену с башнями и глубокий ров. С приходом греков на территории современного Узбекистана воцарилась эллинистическая культура. Здесь начали развиваться ремёсла, стали появляться монументальные постройки, а также были проложены дороги.

В середине II века до нашей эры Чжан Цянь из Китая, путешествовавший по Бактрии, увидел в Ферганской долине коней, которые поразили его своей красотой. Вернувшись домой, он предложил императору получить этих «небесных скакунов» в обмен на шёлк, которого не было на землях Центральной Азии. Первый караван, гружёный шёлком, отправился в Фергану уже в 121 году до нашей эры. Затем регулярная торговля была прервана из-за восстаний первых лет нашей эры. Но потом Великий Шёлковый путь стал расцветать.

На территории Узбекистана было несколько маршрутов Великого Шёлкового пути, которые проходили через Ферганскую долину, Шаш (Ташкент), Самарканд, Бухару, Хиву, Термез и Ургенч. Из современного Узбекистана в Китай везли не только коней, но и ювелирные украшения, ковры, ткани, кожу, фрукты и бахчевые, военное снаряжение и многое другое.

Фаяз-Тепа
Фаяз-Тепа
 
Каратепа
Каратепа
 

В I веке нашей эры земли современного Узбекистана вошли в состав Кушанского царства. В те времена здесь активно развивался буддизм. Приверженцем буддизма был и правитель кушан – Канишка I. До наших дней сохранились остатки буддистских храмов и монастырей – Фаяз-Тепа и Каратепа, что в Термезе. Историки считают, что буддизм проник в Китай именно из Термеза. Кстати, во времена Кушанского царства на земле Узбекистана появилось и христианство, которое принёс сюда один из 12 апостолов Христа – Фома-Близнец.

С середины V века по 567 год территории современного Узбекистана были частью государства Эфталитов (белых гуннов). Они были кочевниками и жили в юртах из войлока.

В 552 году в результате объединения разных племён, которые стали именовать себя тюрками, зародился Тюркский каганат. Позднее это государство стало огромным. Сюда входили территории многих современных стран. Бухара, а в последствии и вся Центральная Азия, была завоёвана тюрками в 567 году. В 576 году в результате завоеваний Тюркский каганат стал контролировать важные маршруты Великого Шёлкового пути. В VII веке у тюрков появилась своя письменность, которая известна как орхоно-енисейское письмо.

В начале VIII века арабы начали захватывать территории нынешнего Узбекистана и распространять на этих землях ислам. Попытки захватить власть предпринимались еще в конце VII века, но тогда они оставались безуспешными. Первым в 706 году пал Пайкенд. И весь регион быстро стал частью мусульманского мира. Тогда же началось активное строительство мечетей. Арабы уничтожали зороастрийские и буддистские религиозные здания, но иудеев и христиан не трогали. Арабское завоевание также повлияло на развитие науки и культуры –появились сильные учёные, многие мировые книги были переведены на арабский.

Мавзолей Саманидов
Мавзолей Саманидов
 
Мавзолей Чашма Аюб
Мавзолей Чашма Аюб
 

Саманиды, правившие на территории современного Узбекистана с 875 по 999 год, провозгласили Бухару столицей своего государства. Затем к власти пришли Караханиды, которые правили до 1141 года, и Каракитаи с Хорезмшахами, захватившие власть в начале XIII века. Правление этих династий особо ничем не запомнилось. Зато в конце IX – начале X веков в центре Бухары был построен мавзолей Саманидов, к которому по сей день приходят сотни паломников. В эпоху Караханидов возвели знаменитый минарет Калян, мавзолей Чашма Аюб (Чашма Айюб) и мечеть Магоки-Аттари.

В 1216-1224 годы в города современного Узбекистана пришли чингизиды. Они разграбили и почти полностью уничтожили Самарканд (городище Афрасиаб), Бухару и крупные города Хорезма и Мавераннахра. Человеческие жертвы по всей Центральной Азии по разным данным составили от 2,5 до 4 миллионов. Кроме негативных последствий нашествие монголов сыграло и положительную роль. Это простимулировало развитие торговых и международных связей.

Городище Афрасиаб
Городище Афрасиаб
 
Музей Афрасиаба
Музей Афрасиаба
 

В 1370 году к власти пришёл Амир Тимур. Он отказался принимать титул хана, коих здесь было достаточно, и стал великим эмиром – основателем династии Тимуридов. Столицей своего государства Тимур провозгласил Самарканд. В эпоху правления Тимуридов страна переживала экономический и культурный расцвет. Знаменитыми представителями династии были потомки Амира Тимура – Мирзо Улугбек, который создал одну из самых известных средневековых обсерваторий в мире, и Захир ад-дин Мухаммад Бабур – основатель династии Великих Моголов и автор книги воспоминаний «Бабур-наме», который родился в Андижане.

В годы правления династии Тимуридов было построено несколько знаменитых достопримечательностей современного Узбекистана: медресе Улугбека на будущей площади Регистан, обсерватория Улугбека, усыпальница Гур-Эмир, мечеть Биби-Ханум, мавзолей святого Даниила, мавзолей Рухабад и Шахи-Зинда в Самарканде. Также при Тимуридах были возведены величественный дворец Аксарай (Ак-Сарай), мемориальный комплекс Дорут-Тиловат с мечетью Кок-Гумбаз и комплекс Дор-Ус-Саодат в Шахрисабзе.

Усыпальница Гур-Эмир
Усыпальница Гур-Эмир
 
Комплекс Дор-Ус-Саодат
Комплекс Дор-Ус-Саодат
 

Тимуридов у руля власти сменила династия Шейбанидов, начавшая править в 1500 году. Основателем династии стал Шейбани хан, который постоянно воевал с соседними государствами. В 1601 году Шейбанидов сместили. Однако за время их правления – всего 100 лет – на территории современного Узбекистана были возведены мавзолей Имама Аль-Бухари в Самарканде, мавзолей Бахауддина Накшбанди, Ляби-хауз, комплекс Кош-медресе (Модари-хан и Абдуллахана), медресе Кукельдаш, ханака Файзабад, торговые купола Токи Заргарон, Тим Абдулла-хан в Бухаре и многое другое.

Мавзолей Бахауддина Накшбанди
Мавзолей Бахауддина Накшбанди
 
Ансамбль Ляби-хауз
Ансамбль Ляби-хауз
 

Считается, что Шейбаниды стали основателями Бухарского ханства, так как в начале XVI века Шейбанихан объединил Маверханнахр и Хорасан, и именно тогда ханство переживало расцвет. Позднее Бухарское ханство стало эмиратом и просуществовало до 1920 года. В 1512 году Хорезм получил самостоятельность и в его пределах также создали отдельное ханство, которое получило известность как Хивинское (существовало до 1920 года). В Хивинском ханстве долго был экономический спад, но зато процветала работорговля. Расцвет Хивы пришёлся на XVIII-XIX века. Кокандское ханство возникло в 1709 году и просуществовало до 1876 года. Оно достигло расцвета в первой половине XIX века.

В период существования трёх ханств – Бухарского, Хивинского и Кокандского, – было создано множество монументальных строений, часть из которых дошла до наших дней. Например, это почти все постройки Ичан-Калы в Хиве, Чор-Бакр, ансамбль Ходжа-Гаукушан, комплекс Ходжа-Зайнутдин, медресе Мири Араб, ханака и медресе Диван-Беги в Бухаре, дворец Худояр-хана и мечеть и медресе Джами в Коканде.

Некрополь Чор-Бакр
Некрополь Чор-Бакр
 
Дворец Ситораи Мохи-Хоса
Дворец Ситораи Мохи-Хоса
 

Войска Российской Империи завоевали территории современного Узбекистана в 1865-1876 годы. В Ташкенте построили несколько училищ и гимназий. Во II половине XIX века в Самарканде создали винзавод, который работает и сегодня. В конце XIX – начале ХХ веков были построены православные храмы в Ташкенте, Самарканде и других городах, начато строительство католического собора в Ташкенте. В Бухаре построена большая часть зданий внутри крепости Арк, в Хиве – комплекс Ислам-Ходжа и дворец Нуруллабая.

В советские годы в Узбекистане появились многие значимые достопримечательности. Например, в Ташкенте были построены Большой театр имени Алишера Навои, телебашня, здание гостиницы «Узбекистан», дворец Дружбы народов и многое другое. В Самарканде была восстановлена мечеть Хазрет-Хызр, построен православный храм в честь Георгия Победоносца. В Бухаре построили минарет при комплексе Боло-хауз, установили памятник Ходже Насреддину, закончили строительство Ситораи Мохи-хоса.

Большой театр имени Алишера Навои
Большой театр имени Алишера Навои
 
Ташкентская телебашня
Ташкентская телебашня
 

В 1991 году была объявлена независимость Узбекистана. В последние годы страна активно развивается. В Ташкенте построены мечеть Минор, новые станции метро, большая часть комплекса Хазрати Имам, площадь Мустакиллик, музей Тимуридов, парки и многое другое.