Европейская часть Ташкента
После завоевания Ташкента Российской империей рядом с историческим Ташкентом появляется новый, так называемый "русский" Ташкент (Восточный Петербург). Огромный приток русского населения очень быстро сделал его одним из самых многолюдных городов Узбекистана и Средней Азии. До сих пор в окрестностях Ташкента стоит резиденция Романовых, многочисленные переулки и дома, напоминающие русскую архитектуру и русский стиль. Они придают "солнечному" городу особый, неповторимый колорит.
В 1865 году рядом со старым мусульманским городом был заложен на левом берегу канала Анхор "новый город", который строился по образцу европейских городов. Благодаря труду целой плеяды талантливых инженеров и архитекторов, в особенности Вильгельма Гейнцельмана (1851 - 1922), Георгия Сваричевского (1871 - 1936) и Алексея Бенуа (1838 - 1902), новый город получил весьма своеобразное лицо, обогатив российскую архитектуру конца XIX - начала XX века т.н. туркестанским колониальным стилем. Его особенностью является то, что здания из жжёного кирпича местной выделки не оштукатуривались и поэтому имели характерный буро-жёлтый цвет. Фасады обычно оформлялись фигурной выкладкой, а также добавлялись лепные однотонные (чаще белые) вставки и железные украшения в виде разного рода балюстрад, решёток и перил.
Первоначальные архитектурные ансамбли нового города после разрушительного землетрясения 1966 года целиком не сохранились, о них можно судить лишь по отдельным, ныне тщательно реставрированным или частично перестроенным сооружениям. Наиболее характерными примерами туркестанского стиля в Ташкенте являются здания реального училища (В.Геинцельман, 1898 г.) - ныне МВЭС; государственного банка (В.Геинцельман, 1895 г.) - ныне Стройбанк; мужской и женской гимназий (Е.Дубровин, 1882, 1883 гг.) - ныне юридический институт; второй женской гимназии и Мариинского женского училища (Г.Сваричевский, 1910, 1912 гг.) - теперь Вестминстерский университет и Французское посольство; Казённой палаты (В.Геинцельман и Л.Киселёв, 1901 г.) - ныне фонд "Соглом авлод учун".
Специально нужно упомянуть построенный в 1889-1890 гг. В. Гейнцельманом и А.Бенуа великолепный дворец ссыльного великого князя Николая Константиновича (ныне - Дом приёмов МИДа), где, наряду с особенностями туркестанского стиля, просматриваются приёмы нарождавшегося модерна.
Строители нового города зачастую дополняли туркестанский стиль в своих проектах иными архитектурными влияниями, например, для евангелическо-лютеранской кирхи (А.Бенуа, 1899 г. ) это - прибалтийская архитектура, для здания гостиницы "Националь" (Г.Сваричевский, 1912 г.) на современной ул. Бухоро - немецкий ренессанс. В сильно перестроенном виде дошли до нашего времени монументальные сооружения Военного собрания (1885 г.) - ныне Окружной Дом офицеров и католического костёла (1913 - 1917 гг.).
Из довоенных построек Ташкента следует упомянуть конструктивистское здание Высшей сельхозшколы (Г.Бауэр, 1927 г.), в котором теперь располагается Министерство юстиции, и несколько сооружений помпезного псевдоклассицизма 30-х годов XX века: Дворец культуры обувщиков (В.Скорняков, 1937 г.) - ныне РКЦ, Педагогический университет им.Низами (Е.Жмуйда, 1940 г.) и Дворец культуры и труда (С.Полупанов, 1940 г.) - ныне Молодёжный театр Узбекистана.
Наконец, из послевоенных памятников архитектуры заслуживают внимания два сооружения, которые уже давно превратились в своеобразные символы Ташкента. Это Куранты, построенные в честь победы во Второй мировой войне (Л.Мухамедшин, 1947 г.), и Театр оперы и балета им.Навои (А.Щусев, 1947 г.).
Планировка нового города имеет преимущественно радиально-кольцевую систему с центром в нынешнем сквере Амира Темура - в соответствии с планом застройки 70-х годов XIX века, разработанным военным инженером А.Макаровым. Улицы широкие, на них много зелени.
Первоначальный проект топографа М.Колесникова (60-е годы XIX века) с прямоугольными кварталами и взаимно-перпендикулярными проспектами выдержан только на небольшой площади нового города между каналом Анхор и сквером Амира Темура.